Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3408/2020 по административному исковому заявлению АО "Художественная гравюра" об исправлении технической ошибки и установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 26 октября 2018 года, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просил исправить техническую ошибку и установить кадастровую стоимость по состоянию на 26 октября 2018 года на период с 01 января 2019 года земельных участков по адресу: город Москва, ул. ---- в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 9 621 489, 22 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ----- в размере 21 144 153, 88 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ----- в размере 19 936 650, 56 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 13 192 616, 06 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 26 октября 2018 года вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером --- было образовано 4 земельных участка с кадастровыми номерами ----.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельных участков, подлежащая применению с 01 января 2019 года, должна была быть определена по состоянию на 26 октября 2018 года, однако кадастровая стоимость земельных участков была определена актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 01 марта 2019 года по состоянию на 01 января 2019 года. Определенная актом ГБУ кадастровая стоимость земельных участков, по мнению административного истца, оказалась завышенной.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменного отзыва.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" против удовлетворения иска возражал, представил письменные пояснения.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Судом установлено, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами ---, кадастровая стоимость которых оспаривается, были внесены в единый государственный реестр недвижимости 26 октября 2018 года при постановке объектов на кадастровый учет.
На территории города Москвы в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. "О государственной кадастровой оценке". Ее результаты отражены в Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы N 40557 от 29.11.2018г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года".
Поскольку перечень объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки был сформирован на основании сведений ЕГРН по состоянию на 01 января 2018 года, сведения о спорных земельных участках не вошли в указанный перечень и не были включены в Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 40557 от 29.11.2018г, в соответствии с которым установленная им кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", который действовал до 30 июля 2020 года, после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания приведенной выше нормы в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых не была определена в рамках очередной государственной кадастровой оценки, т.е. применительно к городу Москве, объектов, не вошедших в Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 40557 от 29.11.2018г. кадастровая стоимость, подлежащая применению с 01 января 2019 года, подлежала определению в порядке, предусмотренном ст.24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", после 01 января 2019 года.
Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 утвержден "Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
Пунктом 3 Порядка установлено, что результаты определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3, 4, 6, 7, 14 - 20, 22, 24, 26 части 4 и пунктами 1, 2, 5 - 8, 14 - 16, 18 - 20, 22 - 24 части 5 указанной статьи.
Из представленных в материалы дела выписок о кадастровой стоимости земельных участков следует, что кадастровая стоимость каждого из них была определена актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта N Г-2 от 01 марта 2019 года, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 года (л.д.78-81 т.1).
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости, подлежащая применению с 01 января 2019 года, вопреки доводам административного истца, не могла быть определена по состоянию на 26 октября 2018 года в силу положений пункта 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определялась по состоянию на 26 октября 2018 года ФКП Росреестра по Москве, однако действовала до 31 декабря 2018 года, поскольку начиная с 01 января 2019 года действует кадастровая стоимость, определенная в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На территории города Москвы с 01 января 2019 года действует кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- определенная в рамках очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2018 года, утвержденная Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 40557 от 29.11.2018г, - определенная в отношении объектов недвижимости, не вошедших в Распоряжение N 40557 ввиду отсутствия сведений о них в ЕГРН по состоянию на 01 января 2018 года, актами ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", принимаемыми после 01 января 2019 года в силу положений пункта 9 статьи 24, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 26 октября 2018 года была определена ФКП Росреестра по Москве в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 14 956 803, 47 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 32 869 023, 38 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ----- в размере 30 991 934, 56 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 20 508 193, 81 рублей.
Данная кадастровая стоимость была рассчитана путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка в соответствии с пунктом 23 Порядка, установленного Приказом Минэкономразвития РФ N 514 от 24.09.2018г.
Указанная кадастровая стоимость действовала до 31 декабря 2018 года, т.е. до утверждения кадастровой стоимости, установленной в ходе очередной государственной кадастровой оценки, что следует из ответа Управления Росреестра по Москве (л.д.12-13, т.2).
Данную кадастровую стоимость административный истец не оспаривает.
Административный истец оспаривает ту кадастровую стоимость, размер которой был утвержден актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 01 марта 2019 года в следующем размере
- земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 31 496 393, 74 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 68 959 252, 30 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ----- в размере 65 039 182, 88 рублей, - земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 43 122 261, 39 рублей.
С учетом того, что требования административного истца сформулированы таким образом, что он просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 26 октября 2018 года, которая подлежит применению с 01 января 2019 года, принимая во внимание, что кадастровая стоимость на указанную дату, установленная ФКП Росреестра по Москве и действовавшая до 31 декабря 2018 года, по существу административным истцом не оспаривается, а кадастровая стоимость, установленная актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 01 марта 2019 года, с которой не согласен истец, не может быть установлена по состоянию на 26 октября 2018 года в силу прямых указаний закона, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований АО "Художественная гравюра" об исправлении технической ошибки и установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 26 октября 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.