Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "Репортер-М" на постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 марта 2020 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "Репортер-М" (ИНН 7704015292, ОГРН 1037739144740, юридический адрес: 119019, г. Москва, Гоголевский б-р, д. 8) признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
6 февраля 2020 года в отношении ООО "Репортер-М" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи ООО "Репортер-М" в лице своего законного представителя - генерального директора Богородицкой С.В, обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании законный представитель ООО "Репортер-М" - генеральный директор Богородицкая С.В. и защитник по доверенности Горбунов А.В. доводы жалобы поддержали.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности Чинова М.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, заслушав законного представителя ООО "Репортер-М" и защитника, а также представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Согласно диспозиции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон г. Москвы N 26) государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
На основании п. 4.4.45 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" Мосгорнаследие осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения, в том числе об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, а также о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Статьёй 10 Закона г. Москвы N 26 предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 20 и ст. 22 Закона г. Москвы N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" состав (перечень) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники и пользователи обязаны осуществлять расходы на содержание объектов культурного наследия и поддержание их в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии
Из материалов дела усматривается и судьёй районного суда установлено, что
ООО "Репортер-М" является собственником объекта культурного наследия регионального значения "Храм Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот, XVII в. - XIX в. - Подклет трапезной, кон. XVII в. - нач. XIX в." (далее - Объект) (запись о государственной регистрации права от 27 марта 2000 г. N N 77-01/00-001/2000-1005). Письмом Мосгорнаследия от 28 декабря 2016 года N ДКН-16-44-973/6-1 в адрес ООО "Репортер-М" было направлено предписание Мосгорнаследия от 28 декабря 2016 года N ПР-АТС-122/2016, а также Акт технического состояния Объекта от 26 декабря 2016 года N ДКН-16-44-973/6, которые получены нарочно представителем Общества 9 января 2017 года. В соответствии с пунктом 1 Предписания и пунктом 2 раздела 5 АТС ООО "Репортер-М" надлежало выполнить работы по сохранению занимаемых помещений по согласованной проектной документации в порядке, установленном в городе Москве, в срок до 31 декабря 2019 года. В период с 20 по 31 января 2020 года в отношении ООО "Репортер-М" проведено контрольно-надзорное мероприятие исполнения Предписания и п. 2 раздела 5 АТС. Согласно служебной записке Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Мосгорнаследия от 28 января 2020 года N УВР-44/01-20 Мосгорнаследием на Объект оформлено задание на разработку проектной документации от 12 февраля 2019 года, акт приёмки выполненных работ не оформлялся. Согласно служебной записке Управления территориального контроля Мосгорнаследия от 27 января 2020 года N 16-66-1208/20 в период с декабря 2016 года мероприятия по сохранению Объекта не проводились ввиду отсутствия разрешения на проведения работ по сохранению.
Таким образом требования Предписания и п. 2 раздела 5 АТС не выполнены, работы по сохранению занимаемых помещений по согласованной проектной документации Обществом не проведены.
Действия ООО "Репортер-М" квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ООО "Репортер-М" подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом N 16-34АД 2020 об административном правонарушении от 6 февраля 2020 года; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N 9/2020и от 17 января 2020 года; предписанием N ПР-АТС-9/2020и от 31 января 2020 года; предписанием о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия N ПР -АТС-122/2016 от 28 декабря 2016 года; актом технического состояния объекта от 26 декабря 2016 года; фототаблицей и другими материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ООО "Репортер-М" в установленный срок требований повторного предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от ООО "Репортер-М" не поступало.
Вопреки доводам жалобы в силу требований ст. 10, 20, 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" ООО "Репортер-М", являясь собственником вышеуказанного объекта культурного наследия, обязано в установленный предписанием срок исполнить содержащиеся в нем требования.
28 декабря 2016 года Мосгорнаследие вынесло в отношении ООО "Репортер-М" предписание N ПР-АТС-122/2016 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.
Предписанием ООО "Репортер-М" разъяснено, что в случае невозможности его исполнения по независящим от Общества причинам, последнее вправе не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания обратиться в Мосгорнаследие с мотивированным заявлением о продлении срока его исполнения.
Согласно имеющегося в материалах дела заявления генерального директора ООО "Репортёр-М" Богородицкой С.В. последняя просит перенести сроки разработки проектной документации на 6 месяцев, т.е. до 1 февраля 2019 года.
Уведомлением о продлении срока исполнения предписания N УП-94/2018 срок исполнения подп. 1 п. 5 акта технического состояния, установленного предписанием, продлен на 6 месяцев - до 1 февраля 2019 года.
С иными заявлениями ООО "Репортер-М" о продлении срока исполнения предписания в Мосгорнаследие в установленный срок далее не обращалось.
При таких обстоятельствах, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) ООО "Репортер-М".
Действия ООО "Репортер-М" правильно квалифицированы судьёй по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Равным образом подлежат отклонению доводы жалобы о том, что законный представитель ООО "Репортер-М" не имел возможности участвовать в судебном заседании 26 марта 2020 года, поскольку в связи с распространением новой коронавирусной инфекции его и защитника в здание суда не пропустили должностные лица службы судебных приставов. В соответствии с п. 4 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808 в период с 16 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года категории дел безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие) подлежат обязательному рассмотрению.
Согласно ответа председателя Хамовнического районного суда г. Москвы на судебный запрос 26 марта 2020 года Хамовнический районный суд города Москвы осуществлял свою работу с учётом режима повышенной готовности и постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808.
Вместе с тем, рассмотрение дел об административных правонарушениях с пресекательными сроками рассмотрения, установленными ст. 29.6 КоАП РФ (в том числе и по делу N 5-181/2020), в период действия вышеназванного постановления происходило по общим правилам.
Из объяснений судьи Мищенко Д.И. следует, что 26 марта 2020 года о прибытии сторон по делу N 5-181/2020 об административном правонарушении ей сотрудниками службы судебных приставов не сообщалось, при этом список лиц, подлежащих пропуску в здание суда, который содержал сведения о юридическом лице ООО "Репорте-М" был предоставлен на пост охраны, что подтверждается объяснениями старшего на объекте судебного пристава по ОУПДС УСП по ЦАО N 1 ГУФССП России по г. Москве ***.
Кроме того, ***. поясняет, что 26 марта 2020 года с вопросом о рассмотрении данного дела посетители не обращались.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридических лиц составляет три месяца.
Поскольку административное правонарушение ООО "Репортер-М" было совершено 1 января 2020 года, срок привлечения Общества к административной ответственности истекал 31 марта 2020 года, судья районного суда был вправе рассмотреть настоящее дело даже в период распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ д ело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О времени и месте судебного заседания, назначенного на 26 марта 2020 года в 14 час. 00 мин. в здании Хамовнического районного суда г. Москвы законный представитель Общества и защитник были извещены лично (л.д. 84, 85), однако в назначенное время в суд не явились.
Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что 26 марта 2020 года представители ООО "Репортер-М" явились в Хамовнический районный суд г. Москвы для участия в рассмотрении настоящего дела, однако не были допущены в здание суда службой судебных приставов, в материалах дела не содержится и заявителем к настоящей жалобе не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности ООО "Репортер-М" в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. назначено судьёй районного суда ООО "Репортер-М" в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 марта 2020 года по делу об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Репортер-М" (ИНН 7704015292, ОГРН 1037739144740, юридический адрес: 119019, г. Москва, Гоголевский б-р, д. 8) оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.