Судья Московского городского судья Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России Возьного В.Я. на постановление N 55-ц директора департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 01 июля 2019 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, УСТАНОВИЛ:
постановлением N 55-ц директора департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 01 июля 2019 года Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 03 февраля 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ Возьного В.Я. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ Возьный В.Я. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с наличием оснований для признания вменённого Учреждению административного правонарушения малозначительным, также ссылается на то, что назначенное ему наказание является чрезмерно суровым; Учреждение осуществляет финансовую деятельность согласно утверждённому плану финансово-хозяйственной деятельности на год, за счёт выделенных субсидий на определённые цели. Статья расходов, подразумевающая оплату административных штрафов, налоговых решений, судебных приказов и исполнительных листов, отсутствует.
В судебное заседание законный представитель или защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, извещённые в установленном порядке, не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3.
На основании ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06. 05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды; подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона о т 07.12.2011 N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объёмов потребления, - соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, ' принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13. 05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входят следующие виды тарифов: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной систему холодного водоснабжения.
Согласно материалам дела, в адрес Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области поступило обращение МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "***" городское поселение о фактах возможного нарушения порядка ценообразования при взимании платы за холодную воду в 2018 - феврале 2019 года с населения, проживающего на территории военного городка N 1, расположенного в "***".
Из данного обращения следует, что в 2017 году МУП ""***"""***" городское поседение осуществляло поставку воды военному городку N 1, расположенному в "***" по государственному контракту, заключённому с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ. На границе балансовой принадлежности установлен прибор учёта. Срок действия государственного контракта истёк 31 декабря 2017 года. Оплата произведена полностью.
На 2018 год от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ поступили заявки на заключение государственных контрактов на склад боеприпасов и на определённый перечень жилых многоквартирных домов. Приборы учёта на жилых домах отсутствуют. Водопроводные сети на территории военного городка, по которым осуществляется поставка воды к указанным объектам принадлежат Министерству обороны РФ. С жилыми домами (население), находящимся на территории военного городка ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ договоры на поставку холодной воды расторгло 31 декабря 2017 года без указания причины. Начисления и приём оплаты от населения, проживающего на территории военного городка производят ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ и ООО ""***"".
С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ МУП ""***"" МО "***" городское поселение на определённый перечень домов в соответствии с полученной заявкой был заключен государственный контракт. Однако с июня 2018 года оплата по нему не производится, а сбор платежей с абонентов продолжает осуществлять ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ. С ООО ""***"" договорных отношений на поставку воды нет.
Решением о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области N 1737/18 сведения о многоквартирных домах в "***" исключены из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО ""***"". Однако, несмотря на это, ООО ""***"" продолжило собирать плату за услуги водоснабжения. Тариф для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ и ООО ""***"" на на услуги холодного водоснабжения на 2018-2019 не утверждался.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ выступает как ресурсоснабжающая организация - перепродавец без утверждённого тарифа, а ООО " "***"" как управляющая компания, действующая без законных оснований - без лицензии.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 24.11.2015 N 06-484 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП ""***"" Муниципального образования "***" городское поселение на 2016-2018 года " утверждены тарифы на питьевую воду для Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "***" городское поселение на 2016-2018 годы.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.05.2017 N 06-57 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ на 2017 год" были утверждены тарифы на питьевую воду для Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на 2017 год.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.11.2018 N 06-220 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП ""***"" Муниципального образования "***" городское поселение на 2019-2023 годы" были утверждены тарифы на питьевую воду для Муниципального унитарного предприятия ""***"" муниципального образования "***" городское поселение на 2019-2023 годы.
Учитывая, что тариф на питьевую воду для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на 2018-2019 годы у тверждён не был, в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ имеются признаки возможного нарушения обязательных требований, установленных статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьями 31 и 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также вышеуказанными приказами.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьями 8.2 и 8.3 Федерального закона от 26. 12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 166 "Об утверждении правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", Министром цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области учреждению было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 21. 03.2019 N 2, согласно которому учреждение предостерегалось о недопустимости указанных выше нарушений нормативных правовых актов и разъяснялось (предупреждалось), что за продолжение указанных действий возможно привлечение ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Данным предостережением также предлагалось ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ: прекратить взимать плату за холодную воду в 2018-феврале 2019 года с населения, проживающего на территории военного городка N 1, расположенного в "***" по неутверждённому в установленном порядке тарифу и о выполнении настоящего предостережения письменно сообщить в Министерство цифровой экономики и конкуренции адрес в срок 61 день со дня направления настоящего предостережения, с указанием сведений о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ действий, направленных на своевременное выполнение предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 21. 03.2019 N 2 в части письменного сообщения в Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в срок 61 день со дня направления настоящего предостережения (то есть в срок до 25 мая 2019 года), с указанием сведений о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований не предпринято. Ответ на предостережение направлен ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в адрес Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области письмом от 17.06.2019 N 370/У/1/6/5870, то есть за пределами установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: предостережением N 2 о недопустимости нарушения обязательных требований от 21 марта 2019 года; сведениями о направлении предостережения N 2 25 марта 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 26 июня 2019 года, а также другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Довод заявителя о наличии оснований для признания вменённого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административного правонарушения малозначительным не влечёт удовлетворение жалобы.
При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств по делу.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, состоит в непредставление и или несвоевременном представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Указанный состав административного правонарушения является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
С учётом характера и установленных фактических обстоятельств по делу, отсутствием данных о незначительной степени общественной опасности вменённого Учреждению противоправного деяния, оснований для признания малозначительным не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Миобороны России в совершении административного правонарушения, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы защитника Учреждения, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Учреждения, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.7 КоАП РФ, назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда при рассмотрении жалобы заявителя на постановление должностного лица проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 55-ц директора департамента реформирования контрольной (надзорной) деятельности, правового и финансового обеспечения Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 01 июля 2019 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ Возьного В.Я. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.