Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГУП "Почта России" (с 01 октября 2019 года АО "Почта России") по доверенности Петербургский А.П. на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды N **** от 15 августа 2018 года, на решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды N**** от 15 августа 2018 года ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник ФГУП "Почта России" подал на него жалобу в Октябрьский районный суд г.Белгорода, определением судьи которого от 09 октября 2108 года данная жалоба по территориальной подсудности на рассмотрение направлена в Симоновский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 09 августа 2019 года данное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ФГУП "Почта России" (с 01 октября 2019 года АО "Почта России") обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; вина учреждения в совершении вменяемого ему правонарушения не доказана; список 141 отделения почтовой связи, подлежащих постановке на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не подписан ответственными должностными лицами АО "Газпром газораспределение Белгород", в связи с чем его нельзя признать допустимым доказательством по делу; материалы дела не содержат доказательств отсутствия обращений АО "Почта России" с заявками по постановке на государственный учет объектов по юридическому адресу организации; не установлен период, в течение которого общество обязано поставить указанные объекты на учет, не установлено место совершения административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель АО "Почта России", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, защитник АО "Почта России" по доверенности Скиданов С.В. направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие защитника привлекаемого к административной ответственности лица, доводы поданной жалобы поддерживает в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не имеется ввиду следующего.
Административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Примечанию, за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 января 2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Частью 8 данной статьи установлено, что ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Пунктом 1 статьи 69.2 того же Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
На основании пункта 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Исходя из положений п.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в ыброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п.17 которых, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения проверочных мероприятий по контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды 10 августа 2018 года выявлено, что ФГУП "Почта России", осуществляющее свою деятельность по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, дом 37, в нарушение требований п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01 января 2017 года (в течение двух лет с момента вступления в силу указанного федерального закона) не обратилось в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявкой о постановке принадлежащих ему на установленном законом праве, согласно информации АО "Газпром газораспредение Белгород", 141 стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ.
Вопреки утверждениям в жалобе, факт совершения ФГУП "Почта России" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются добытыми по делу и исследованными судьей районного суда доказательствами, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ФГУП "Почта России", Уставом данного учреждения, Положением об УФПС Белгородской области - филиале ФГУП "Почта России"; предоставленной АО "Газпром газораспредение Белгород" информацией о 141 стационарном источнике выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, принадлежащих ФГУП "Почта России" на установленном законом праве, расположенных в Белгородской области; протоколом об административном правонарушении N**** от 10 августа 2018 года в отношении ФГУП "Почта России", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника учреждения по доверенности Скиданова С.В, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, для сведения ему вручена копия протокола, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Белгородской области в области охраны окружающей среды, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Учитывая, что ФГУП "Почта России" в установленный действующим законодательством срок - до 01 января 2017 года и в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для актуализации учетных сведений не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет 141 объекта, расположенного в Белгородской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия данного учреждения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ.
Совершение заявителем бездействия, образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования.
При этом, сам факт наличия указанных в предоставленной АО "Газпром газораспредение Белгород" информации 141 объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также факт непостановки их на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сторона защиты не оспаривает, доказательств отсутствия у ФГУП "Почта России" возможности подать заявку для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в установленный законом срок не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд второй инстанции.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в ЕГРПН, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1987 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и содержащийся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
С учетом изложенного, оснований сомневаться в предоставленной АО "Газпром газораспредение Белгород" информации о наличии у ФГУП "Почта России" в Белгородской области 141 стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не поставленных на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется, обратного не представлено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что учреждением приняты достаточные и все зависящие от него меры для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у учреждения имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
ФГУП "Почта России", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае учреждением сделано не было.
Постановление N**** от 15 августа 2018 года, которым ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды, с соблюдением предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствии защитника общества по доверенности Скиданова С.В, которому для сведения на руки вручена копия указанного постановления, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа соблюден, нормы материального права истолкованы правильно.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах учреждение допустило нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона, в данном случае действия юридического лица признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми актами должностного лица и судьи районного суда, не является основанием к отмене постановления и решения, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения такого наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на учреждение административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав ФГУП "Почта России".
При этом, законный представитель учреждения не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды N**** от 15 августа 2018 года, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 09 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Петербургского А.П.- без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.