Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Нурбагандова Б.Г., поданную на решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 02 июня 2020 г. и постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 12 марта 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И., УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 12 марта 2020 г. генеральный директор ООО "Адонис" (далее также Общество) Игнатьев В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** (**) рублей.
Решением судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 02 июня 2020 г. названное выше постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 12 марта 2020 г. оставлено без изменения, жалоба защитника Нурбагандова Б.Г. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Нурбагандов Б.Г. просит об отмене постановления должностного лица и судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что Обществом не производится накопление и (складирование) строительного или бытового мусора на земельном участке; специализированной организацией мусор ежедневно вывозится с занимаемой Обществом территории; Игнатьев В.И. не является надлежащим должностным лицом, ответственным за выявленные должностным лицом Госинспекции при проведении обследования нарушения; допущенные должностным лицом Госинпекции при проведении проверки нарушения.
Игнатьев В.И. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Защитник Нурбагандов Б.Г. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Нурбагандова Б.Г, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.9 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за захламление земельных участков.
В силу части 2, пункта 2 части 3 статьи 27 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) использование земель в городе Москве должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способности этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Одной из целей охраны земель в городе Москве является предотвращение загрязнения, захламления и другой порчи земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать химического, радиоактивного, микробиологического загрязнения земель (в том числе чужих земельных участков и земель общего пользования), их засорения отходами производства и потребления, развития процессов, способствующих ухудшению земель (подтопление, эрозия почв и другие).
Постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (далее - Правила санитарного содержания территорий).
Согласно пунктам 10.1, 10.2 указанных Правил юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. На территории города не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
Как усматривается из материалов дела *** г. должностным лицом Госинспекции по недвижимости проведено плановое рейдовое обследование земельного участка с кадастровым номером **, площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ***, используемого ООО "Адонис" на основании договора аренды N ** от ** г. в редакции дополнительного соглашения от *** (договор действующий).
По результатам проведенного обследования установлено, что на земельном участке имеются очаги захламления строительным и бытовым мусором площадью около 600 кв.м.
По данному факту *** г. в отношении генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. инспектором Госинспекции по недвижимости составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы на основании которого 12 марта 2020 г. заместителем начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости вынесено постановление о привлечении генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; поручением на проведение планового рейдового обследования; копией договора аренды земельного участка N ** от ** г. с приложением к нему и дополнительным соглашением; рапортом о результатах планового (рейдового) обследования; актом обмера площади земельного участка; схематическим чертежем; фотоматериалами; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применил положения земельного законодательства, а также подзаконных актов, устанавливающих требования к санитарному содержанию территорий в г. Москве и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы.
Довод жалобы защитника Нурбагандова Б.Г. о том, что строительный и бытовой мусор ежедневно вывозится с территории земельного участка, занимаемого Обществом, на момент проведения обследования время вывоза мусора еще не наступило, нельзя признать состоятельным, учитывая, что из материалов дела, в частности фотоматериалов видно, что отходы складируются в разных (многочисленных) местах земельного участка, конкретное место сбора отходов на территории земельного участка не определено; длительность нахождения отходов на земле подтверждается наличием на них снежного покрова, объемом мусора.
С учетом этого оснований полагать, что на момент проведения проверки Обществом принимались меры к ежедневному вывозу мусора с территории занимаемого земельного участка, не имеется.
Довод жалобы о том, что Игнатьев В.И. является ненадлежащим должностным лицом, отвечающим за допущенное Обществом нарушение нельзя признать обоснованным.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу предоставленных Игнатьеву В.И. как генеральному директору ООО "Адонис" полномочий он осуществляет руководство данным Обществом и обязан осуществлять контроль за деятельностью Общества.
Между тем представленные в дело доказательства указывают на то, что генеральный директор ООО "Адонис" Игнатьев В.И, имея возможность исполнить надлежащим образом свои обязанности, не принял всех зависящих от него мер по соблюдению Обществом законодательства Российской Федерации. Доказательства, подтверждающие невозможность исполнения им своих обязанностей в силу обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Ссылка в жалобе на допущенные должностным лицом Госинспекции по недвижимости нарушения при проведении проверки также нельзя признать состоятельной.
В соответствии с ч. 1.8.3 Постановления Правительства города Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда" (далее - Административный регламент) уполномоченные должностные лица Госинспекции по недвижимости при исполнении государственных функций имеют право проводить контрольные мероприятия на основании распоряжения или поручения начальника Госинспекции по недвижимости или его заместителя.
Согласно пунктам 3.3.2.2.1 и 3.3.2.2.3 Административного регламента плановое (рейдовое) обследование территории проводится на основании планового (рейдового) задания, которое подписывается начальником Госинспекции по недвижимости или его заместителем.
В данном случае плановое рейдовое обследование проведено инспектором Госинспекции по недвижимости на основании поручения на проведение планового рейдового обследования, выданного начальником управления на основании п. 12 планового (рейдового) задания от 27.01.2020 N 2073 (л.д. 107).
Отсутствие в материалах дела названного планового (рейдового) задания не ставит под сомнение его наличие и законность вынесения; все реквизиты данного задания указаны в поручении.
Согласно пункту 3.3.1 Административного регламента под обследованием территории понимается визуальный осмотр территории (особо охраняемых природных территорий, земельных участков и других определенных законодательством территорий) с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями без взаимодействия с их пользователями с целью выявления признаков нарушения требований законодательства.
Информирование лиц, использующих земельные участки, подлежащие обследованию, с расположенными на них объектами нежилого фонда, о проведении планового (рейдового) обследования территории не осуществляется (пункт 3.3.3 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1.13 Административного регламента, в случае выявления нарушений Госинспекция по недвижимости осуществляет, в том числе привлечение к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 6 и статьями 9.4, 9.6 - 9.8, 9.10 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, при наличии фактов, указывающих на наличие состава административного правонарушения в области использования объектов нежилого фонда и земель.
При этом решение о проведении внеплановой выездной проверки при выявлении в ходе планового (рейдового) обследования территорий нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы принимается в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", к которым относятся:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров;
По настоящему делу наличие таких оснований для проведения внеплановой выездной проверки Госинспекцией по недвижимости в отношении Общества материалами дела не подтверждено.
С учетом вышеизложенного должностным лицом названного административного органа обоснованно на основании составленного лицом, проводившем плановое (рейдовое) обследование, рапорта и приложенных к нему материалов, фиксирующих наличие признаков нарушения законодательства, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. без проведения внеплановой выездной проверки.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях при проведении планового (рейдового) обследования из материалов дела не усматривается и к жалобе не представлено.
В связи с вышеизложенным является несостоятельным и довод жалобы о том, что Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем к нему подлежит применение п. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку внеплановая выездная проверка административным органом не проводилась.
Иные доводы жалобы фактически выражают несогласие с произведенной должностным лицом и судьей районного суда оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, что не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда нормативно-правовых актов в области землепользования и КоАП г. Москвы не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора ООО "Адонис" по делу не усматривается.
Административное наказание генеральному директору ООО "Адонис" Игнатьеву В.И. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, а также решения судьи Кунцевского районного суда г. Москвы.
Порядок привлечения генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 02 июня 2020 г. и постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 12 марта 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении генерального директора ООО "Адонис" Игнатьева В.И. оставить без изменения, жалобу защитника Нурбагандова Б.Г. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.