Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Афониной О.С., поданную на решения судьи Басманного районного суда города Москвы 19 мая 2020 года в редакции определений об исправлении описки от 17 октября 2019 года и постановления заместителя начальника МАДИ от 09 января 2020 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Афониной О.С., УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника МАДИ от 09 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, индивидуальный предприниматель Афонина Оксана Сергеевна (далее ИП Афонина О.С.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Постановлением N *** заместителя начальника МАДИ от 09 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, ИП Афонина О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Постановлением N *** заместителя начальника МАДИ от 09 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, ИП Афонина О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** (***) рублей.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, Афонина О.С. просит об отмене вышеназванных судебных актов и постановлений должностного лица, ссылаясь на приведенные в жалобах доводы, в том числе недоказанность наличия в её действиях состава вмененных правонарушений; выводы должностного лица и судьи районного суда основаны на доказательствах, относящихся к иному транспортному средству; предмет правонарушения - автомобиль "**" государственный регистрационный знак ** как участник дорожного движения должностным лицом непосредственно не останавливался и не проверялся; наличие оснований для квалификации действий, связанных с не предоставлением документов, истребуемых в ходе проверки, по ч. 19.7 КоАП РФ; нарушение должностным лицом срока давности привлечения ИП Афониной О.С. к административной ответственности; рассмотрение судьей районного суда жалоб Афониной О.С. с нарушением территориальной подсудности.
Афонина О.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, о причинах своей не явки не сообщила, ходатайство об отложении судебного заседания по делу не заявила.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобы в отсутствии Афониной О.С.
Изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны:
- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее Правила).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
В соответствии с пунктом 16 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией: о погодных условиях движения на маршруте; о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания; о местах стоянки транспортных средств; о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами; о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам; о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров; о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей (пункт 17 Правил).
В соответствии с пунктом 18 Правил вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
В силу пункта 19 Правил предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В силу пункта 23 Правил субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
В соответствии с утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (п. 14 Порядка).
Как следует из материалов дела *** года должностным лицом Московской административной дорожной инспекции (далее МАДИ) на основании распоряжения N ** от *** года начальника МАДИ проведена внеплановая документарная проверка ИП Афониной О.С, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы, по результатам которой выявлено, что ИП Афониной О.С. не обеспечено:
- проведение вводного, сезонного, предрейсового и специального инструктажей по обеспечению безопасной перевозки с водителями легковых такси;
- проведение обязательных медицинских осмотров водителей легковых такси, а также ведение соответствующих журналов;
- проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию, а также учет прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
По данному факту *** г. в отношении ИП Афониной О.С. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, на основании которых 09 января 2020 г. заместителем начальника МАДИ вынесены обжалуемые по делу постановления о привлечении ИП Афониной О.С. к административной ответственности по указанным нормам.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП Афониной О.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки; актом проверки; данными о выдаче разрешений; разрешением на осуществление деятельности такси; иными материалами дела.
Дав правильную оценку имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о доказанности наличия в действиях ИП Афониной О.С. события и состава административного правонарушения, предусмотренного чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии в действиях ИП Афониной О.С. составов административных правонарушений, предусмотренных чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ опровергается материалами дела, из которых очевидно следует, что ИП Афонина О.С, занимающаяся предпринимательской деятельностью, связанной с осуществлением перевозок пассажиров и багажа с использованием легкового транспорта (такси), имеющая разрешение в отношении конкретных транспортных средств, не выполняет приведенные выше нормы Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим.
Данные нарушения установлены должностным лицом в результате проведенной внеплановой документарной проверки, а не в результате проведения контрольного мероприятия в виде рейдового осмотра, следовательно, выяснение обстоятельств выпуска ИП Афониной О.С. конкретного автомобиля на линию и их непосредственный осмотр, не требовались.
При этом имеющиеся в деле материалы достаточно полно свидетельствуют о невыполнении ИП Афониной О.С. вышеперечисленных требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа легковым транспортом (как автомобилем "**" государственный регистрационный знак **, так и автомобилем "***" государственный регистрационный знак **), находящемся в собственности последней и используемым ею на основании выданных разрешений для осуществление предпринимательской деятельности.
К представленным ИП Афониной О.С. документам - договорам аренды, соглашениям о расторжении договора и актам приема - передачи названных транспортных средств, должностное лицо обоснованно отнесся критически, поскольку в силу чч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Таким образом, разрешение выдается на конкретное транспортное средство конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Передача транспортных средств иным лицам для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного, передача ИП Афониной О.С. в аренду транспортных средств в нарушение вышеназванных законоположений, не освобождает её от обязанности соблюдения требований российского законодательства, регулирующего отношения в области безопасности дорожного движения в отношений эксплуатируемых ею автомобилей в качестве легкового транспорта для перевозки пассажиров и багажа, на которые ею получены соответствующие разрешения.
При таких обстоятельствах действия (бездействия) ИП Афониной О.С. обоснованно квалифицированы по чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы срок давности привлечения ИП Афониной О.С. к административной ответственности по чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ при вынесении должностным лицом обжалуемых постановлений не нарушен, поскольку датой их совершения будет являться день их выявления, а именно день проведения внеплановой документарной проверки - 3 декабря 2019 г. Таким образом, на момент рассмотрения дел об административном правонарушении - 09 января 2020 г, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок, который составляет 2 месяца, не истек.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Поскольку объективная сторона совершенных ИП Афониной О.С. административных правонарушений выражается в бездействии, то местом совершения административного правонарушения, предусмотренного чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ буде являться адрес регистрации Афониной О.С. по которому она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя - г. Москва, Неманский проезд, д. 1 к. 3 кв. 59, который относиться к подсудности Хорошевского районного суда г. Москвы...
Между тем определением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 января 2020 г. жалобы Афониной О.С. на постановления, вынесенные должностным лицом МАДИ по чч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, были направлены на рассмотрение по территориальной подсудности в Басманный районный суд г. Москвы. Данные определения Афониной О.С. не обжалованы. При рассмотрении жалоб судьей Басманного районного суда г. Москвы по существу защитник Афониной О.С. - Ашурбегов Т.М. на нарушение территориальной подсудности рассмотрения жалоб не ссылался, ходатайств о направлении жалоб на рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы либо иной суд в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявлял.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются, оснований полагать, что рассмотрение жалоб ИП Афониной О.С. судьей Басманного районного суда г. Москвы нарушило её право на защиту, в том числе право присутствовать на рассмотрении жалобы, представлять доказательства, пользоваться услугами защитника и иными правами, установленными КоАП РФ, оснований по делу не имеется.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ИП Афониной О.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм материального права и КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ИП Афониной О.С. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем начальника МАДИ 09 января 2020 года постановлений по делам об административных правонарушениях, а также при их пересмотре судьей Басманного районного суда г. Москвы положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области безопасности дорожного движения выявлены в ходе проведения одной проверки, были допущены ИП Афониной О.С. в результате единого действия (бездействия).
Рассмотрение возбужденных в отношении ИП Афониной О.С. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, ИП Афонина О.С. подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ИП Афониной О.С. подлежат объединению в одно производство, а вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица и решения судьи районного суда подлежат изменению путем назначения ИП Афониной О.С. административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, а именно в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Афониной О.С, объединить в одно производство.
Постановления заместителя начальника МАДИ от 09 января 2020 года N0***, N*** и N***, решения судьи Басманного районного суда г. Москвы от 19 мая 2020 года N 7-8611\2020, N 7-8612\20 и N 7-8613\20, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Афониной О.С. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: назначить ИП Афониной О.С. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Афониной О.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.