Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Шендрикова И.В, судей Цыбульника В.Е. и Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Мартынова К.В. на решение Крымского гарнизонного военного суда от 14 мая 2020 г, которым частично удовлетворены требования прапорщика Бадмаева Вячеслава Александровича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
названным решением гарнизонного военного суда частично удовлетворено административное исковое заявление Бадмаева В.А, в котором он оспорил отказ командира войсковой части N в издании приказов о выплате ему денежной компенсации за периоды с 27 июня по 31 декабря 2019 г. и в последующем с 1 января 2020 г.
Суд, признав незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в издании приказов о выплате истцу денежной компенсации в период с 27 июня по 31 декабря 2019 г, возложил на данное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть рапорт Бадмаева В.А. от 24марта 2020 г. о производстве ему указанной выплаты за тот же период. Кроме того, суд обязал командира войсковой части N издать приказ о выплате истцу упомянутой денежной компенсации с момента подачи им рапорта, т.е. с 18 марта 2020г.
В удовлетворении требований Бадмаева В.А. о возложении на командира войсковой части N обязанности издать приказ о выплате ему денежной компенсации с 27июня 2019 г, а также признании незаконными действий в части, касающейся неиздания приказа о выплате денежной компенсации в период с 1 января по 17 марта 2020 г, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение гарнизонного военного суда в части, касающейся удовлетворенных требований отменить и принять в этой части новое решение об отказе удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование своей позиции автор жалобы, анализируя положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что закрепленное в пункте 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантированное право истца на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы со стороны уполномоченного жилищного органа было выполнено. Так, в марте 2018 г. Бадмаеву В.А. было предложено жилое помещение в общежитии по месту прохождения им военной службы, от которого он отказался. Поэтому силу положений абзаца 2 пункта 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция), отказавшись от предоставленного жилья, Бадмаев В.А. утратил право на обеспечение денежной компенсацией.
Считает, что возложение судом обязанности по повторному рассмотрению рапорта истца о производстве ему денежной компенсации за период с 27 июня 2019 г. беспредметно. Обращает внимание, что решением Крымского гарнизонного военного суда от 26 декабря 2019 г. такая обязанность на командование войсковой части N уже возлагалась, при этом рапорт истца об этом установленным порядком был рассмотрен, о чем 20 февраля 2020 г. он был письменно уведомлен.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Порядок) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
В пунктах 2 и 3 Порядка определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.
Исходя из положений пунктов 2, 4 и 8 Инструкции, названная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части, на основании приказа командира воинской части.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что денежная компенсация может выплачиваться военнослужащему, включенному в список на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием и лишь на основании его соответствующего волеизъявления, выраженного в форме рапорта с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсации. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, право на получение указанной компенсации возникает у него, лишь после перераспределения этого жилья другому военнослужащему и подачи истцом нового рапорта о предоставлении компенсации. При наличии иного подлежащего распределению служебного жилого помещения жилищные органы могут вновь предложить его военнослужащему.
При таких данных мнение представителя административного ответчика об утрате Бадмаевым В.А. права на получение денежной компенсации после его отказа от предоставленного ему служебного жилья является ошибочным. Такое право у военнослужащего отсутствует только до момента распределения этого жилого помещения другому военнослужащему.
По делу установлено, что в соответствии с решениями заместителя начальника отдела ("адрес") федерального государственного казенного учреждения "Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. Бадмаев В.А. с составом семьи 3 человека, а от 12 марта 2019 г. с составом семьи 4 человека состоит на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях.
В марте 2018 г. Бадмаев В.А. отказался от предложенных ему двух комнат в общежитии по месту прохождения военной службы, которые впоследствии были разделены на литер А и Б, один из которых был перераспределен другому военнослужащему и с ним 26 июня 2019 г. заключен договор найма служебного жилого помещения.
Следовательно, после указанной даты, продолжая находиться в списке на предоставление служебного жилья, у Бадмаева В.А. формально вновь появилось право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Реализация этого права зависела от обращения истца к командованию с рапортом об установлении оспариваемой компенсации вновь, поскольку, как указывалось выше, она носит исключительно заявительный характер.
Из пояснений истца, данных им в суде первой инстанции, следует, что он осуществляет наем жилого помещения по адресу: "адрес", однако выплата денежной компенсации ему не производится.
18 и 24 марта 2020 г. Бадмаев В.А. обратился к командиру войсковой части N с рапортами о выплате ему денежной компенсации. При этом он просил командование принять решение о выплате ему этой компенсации с 27 июня 2019 г. и с 1января 2020 г.
Как следует из справок, выполненных помощником командира войсковой части N (по ФЭР) на оборотной стороне рапортов истца, в выплате денежной компенсации ему отказано со ссылкой о том, что военнослужащие, отказавшиеся от предложенных им жилых помещений, утрачивают право на ее получение.
Помимо этого, из сообщения командира войсковой части N от 13 февраля 2020 г. N 209 следует, что приказ о выплате истцу денежной компенсации не может быть издан в связи с несоответствием договора найма жилого помещения от 1 февраля 2019 г. нормам действующего законодательства, а именно в связи с отсутствием согласия второго собственника арендуемого жилого помещения на его сдачу в наем Бадмаеву В.А.
При этом после того как в марте 2018 г. Бадмаев В.А. отказался от предложенного ему служебного жилого помещения, ему по настоящее время иное служебное жилое помещение не предлагалось.
Несмотря на то, что Бадмаев В.А. предоставил командованию согласие второго собственника С.В... на сдачу в наем жилого помещения, учитывая, что
установление фактического согласия и выяснения наличия претензий у указанного
сособственника и иных связанных с этим вопросов относятся к исключительной
компетенции командира воинской части, в том числе за прошедший период, то гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на командира войсковой части N обязанности повторно рассмотреть рапорт Бадмаева В.А. от 24марта 2020 г, о производстве выплаты названной компенсации за указанный период.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно и исчерпывающе изложены в решении, являются убедительными и сомнений не вызывают.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы учтены судом первой инстанции и нашли свое правильное разрешение, о чем указано в судебном акте с приведением надлежащей правой аргументации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 14 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Бадмаева Вячеслава Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.