Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Патланя В.А, судей: Шендрикова И.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 19 мая 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных майором запаса Царицанским Сергеем Викторовичем требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком исчисления выслуги лет истца.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
Царицанский С.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ командира войсковой части N о перерасчете выслуги лет за период прохождения военной службы в зоне вооруженного конфликта с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Административный истец просил суд обязать административного ответчика издать приказ о зачете ему в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии прохождение военной службы в зоне вооруженного конфликта за указанный период из расчета один месяц военной службы за три месяца, а также взыскать судебные расходы, состоящие из государственной пошлины.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы приводит обстоятельства дела, положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения на период его обучения в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России, и делает вывод о том, что выполнение им в период с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. задач в составе оперативных групп, войскового оперативного резерва, подразделений постоянной готовности, участие совместно с сотрудниками органов внутренних дел в патрулировании, в охране наиболее важных объектов, в обеспечении пресечения деятельности бандформирований, несении службы на блокпостах и заставах, в составе выставляемых заслонов, секретов, маневренных групп, участие в обеспечении безопасности перевозки беженцев и вынужденных переселенцев относится к выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и в зоне вооруженного конфликта.
Ссылаясь на вступившее в законную силу решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2003 г, истец указывает, что Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России входил в перечень частей, участвующих в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Республик Северная Осетия - Алания и Ингушетия в период с 1 февраля 1995 г. до 30 сентября 1998 г.
Царицанский С.В. при этом обращает внимание на то, что факты, исследованные ранее Владикавказским гарнизонным военным судом в упомянутом решении по его делу, в рамках рассмотрения настоящего спора имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию). Как полагает истец, действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" распространяется, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Кроме того, согласно вступившему в законную силу решению Владикавказского гарнизонного военного суда от 27 января 2003 г. курсантам-однокурсникам истца период с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. засчитан из расчета один месяц военной службы за три месяца.
На этом основании административный истец полагает, что указанный период относится к льготному и подлежит зачету из расчета один месяц военной службы за три месяца, а ссылка суда первой инстанции на пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 является несостоятельной.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что Царицанский С.В. с 1 августа 1997 г. по 29 июня 2002 г. обучался в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России.
Сведения об участии Царицанского С.В. в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в период с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. в Федеральном государственном казенном учреждении "Центральный архив войск национальной гвардии Российской Федерации" и в войсковой части N отсутствуют.
1 декабря 1998 г. Царицанский С.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения и пять лет военной службы после его окончания.
Вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2003 г. удовлетворено заявление Царицанского С.В. об оспаривании действий начальника Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России, в том числе, связанных с отказом зачесть истцу период службы с 1 августа 1998 г. по 5 января 2002 г. в льготном исчислении для назначении пенсии из расчета месяц военной службы за три месяца.
Приказом начальника Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России период с 1 августа 1998 г. по 5 января 2002 г. засчитан в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы за три месяца.
После окончания указанного военного института Царицанский С.В. проходил военную службу по контракту в различных воинских частях, в том числе до октября 2011 года в войсковой части N, после чего был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части.
В связи с ликвидацией с 1 января 2012 г. Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России его правопреемником определена войсковая часть N.
Вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 января 2020 г, отказано в удовлетворении административного искового заявления Царицанского С.В, в котором он просил обязать командира войсковой части N зачесть в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы за три месяца период службы в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России с 1 августа 1997г. по 31 июля 1998 г. на том основании, что истец не обращался к командиру войсковой части N с просьбой о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении.
3 февраля 2020 г. Царицанский С.В. через командующего Северо-Кавказским округом войск национальной гвардии Российской Федерации обратился к командиру войсковой части N с просьбой пересчитать выслугу лет и зачесть в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца период службы в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г, однако в удовлетворении данного обращения ему было отказано.
Разрешая спор и отказывая Царицанскому С.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Согласно части 2 ст. 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", на положения которого ссылается автор жалобы, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Между тем названный Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Как следует из подпункта "б" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца служба в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской АССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.
При этом согласно пункту 5 названного постановления Правительства Российской Федерации военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В силу пункта 3 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", действовавшего в вышеуказанный период, до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Принимая во внимание содержание приведенных нормативных положений, а также то обстоятельство, что в период с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. Царицанский С.В. обладал статусом военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, оснований для зачета этого периода в выслугу лет на льготных условиях не имелось.
Вместе с тем, как следует из положений Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам только за время фактического выполнения ими задач на территорий, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, на основании соответствующих приказов о привлечении военнослужащих к таким задачам.
По делу установлено, что Царицанским С.В. не представлено суду доказательств, свидетельствующих о выполнении им в период с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании законными действий командира войсковой части N, связанных с отказом в перерасчете Царицанскому С.В. выслуги лет за период прохождения военной службы с 1 августа 1997 г. по 31 июля 1998 г. из расчета один месяц военной службы за три месяца, является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не могут повлиять на правильность вывода гарнизонного военного суда по изложенным выше обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 19 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Царицанского Сергея Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий В.А. Патлань
Судьи: И.В. Шендриков
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.