Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Медведевой Н.И, судей Бутиной Е.Г, Усовой Н.М, при секретаре Рыковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-704/2020 по административному исковому заявлению Выгузова И.А. к Межрайонный инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области об оспаривании решения налогового органа
по апелляционной жалобе административного истца Выгузова И.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от
2 марта 2020 г, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Выгузов И.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене решения налогового органа о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, аннулировании записи об исключении общественной организации "Иркутская областная кинологическая ассоциация", обязании Инспекции восстановить сведения об общественной организации "Иркутская областная кинологическая ассоциация" в Едином государственном реестре юридических лиц, исключить сведения о прекращении деятельности общественной организации "Иркутская областная кинологическая ассоциация" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В обоснование административного иска указано, что фактически общественная организация "Иркутская областная кинологическая ассоциация" является действующим юридическим лицом, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность. Также полагал, что Инспекцией нарушен порядок прекращения деятельности организации.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2018 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным и подлежащим отмене решение Инспекции о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ. Суд также обязал Инспекцию восстановить сведения (запись) об общественной организации Иркутская областная кинологическая ассоциация" в ЕГРЮЛ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 мая 2019 г. решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2018 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2019 г. решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 мая 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от
2 марта 2020 г. в удовлетворении административного иска Выгузова И. А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Выгузов И. А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общественная организация "Иркутская областная кинологическая ассоциация" осуществляла свою уставную деятельность в течение 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, что подтверждается представленными им документами, и ведет ее в настоящее время. Полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание и оставлены без оценки представленные им доказательства.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N17 по Иркутской области Суханова Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец Выгузов И.А. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сообщил о своем нахождении на самоизоляции, просил жалобу в его отсутствие не рассматривать, ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Разрешая ходатайство административного истца об отложении судебного заседания, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленного ходатайства по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 г. N 59-уг (в ред. от 24 июля 2020 г.) "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (вместе с "Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки) Иркутский областной суд не входит в Перечень организаций, деятельность которых приостановлена или ограничена в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с Правилами лица, находящиеся на территории Иркутской области, в период с 5 апреля по 31 июля 2020 г. вправе передвигаться по территории Иркутской области в случае следования к месту (от места) осуществления деятельности организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Доказательств, подтверждающих невозможность участия в судебном заседании, в том числе по причине нахождения на карантине либо в лечебном учреждении, к ходатайству административным истцом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Заслушав доклад судьи Медведевой Н.И, объяснения представителя административного ответчика Межрайонный инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Иркутской области - Машариповой Ю.С, возражавшей против отмены решения суда, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общественная организация "Иркутская областная кинологическая ассоциация" (далее также ОО "ИОКА"), состояла на учете в МИФНС России N 16 по Иркутской области. В соответствии со справкой N 5318-О от 11 апреля 2017 г. ОО "ИОКА" документы отчетности не представлялись в течение последних 12 месяцев. Согласно справке N 5318-С от 11 апреля 2017 г. сведения об открытых банковских счетах отсутствуют.
В связи с наличием у ОО "ИОКА" признаков недействующего юридического лица, установленных статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, МИФНС России N 17 по Иркутской области 14 апреля 2017 г. принято решение N 713 о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Решение было опубликовано в "Вестнике государственной регистрации". В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявления от недействующего юридического лица в регистрирующий орган не поступало. Доказательств обратного не представлено.
9 августа 2017 г. внесена запись о прекращении деятельности ОО "ИОКА". Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
ОО "ИОКА" является общественной организацией, осуществляющей некоммерческую деятельность. Учредителями являются ФИО13 и Выгузов И.А. Основной вид деятельности - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 22 августа 2018 г.
Суд пришел к выводу о том, что действия МИФНС России N 17 по Иркутской области по исключению общественной организации из реестра юридических лиц соответствуют положениям статьи 21.1 федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушают права ее членов.
Оценивая представленные административным истцом дополнительные доказательства фактического ведения деятельности ОО "ИОКА", суд пришел к выводу о том, что они не свидетельствуют о ведении деятельности юридическим лицом в течение 12 месяцев предшествующих дате принятия 14 апреля 2017 г. решения Инспекции о предстоящей ликвидации.
Поскольку судом не установлено, как нарушений прав ОО "ИОКА", так и нарушений налоговым органом федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в удовлетворении административного иска Выгузову И.А. отказано в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они противоречат установленным обстоятельствам дела и содержанию норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
Так, условия, порядок и сроки проведения процедуры исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц, регламентированы статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра согласно пунктам 1, 2 указанной нормы являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществление в течение указанного периода операций хотя бы по одному банковскому счету.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. В срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридическим лицом, в отношении которого принято это решение, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в регистрирующий орган могут быть направлены соответствующие заявления.
Если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
При рассмотрении заявленных административных исковых требований судом установлено, что Инспекция в связи с документально подтвержденными фактами отсутствия движения денежных средств по банковским счетам организации и непредставления ею документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение последних 12 месяцев приняла решение от 14 апреля 2017 г. о предстоящем исключении ОО "ИОКА" из Единого государственного реестра юридических лиц, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации". В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты указанным исключением, Инспекцией 9 августа 2017 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об исключении из реестра ОО "ИОКА".
Регулируя упрощенный - внесудебный порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом не осуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организацией.Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6 декабря 2011 г. N 26-П, определения от 17 января 2012 г. N 143-О-О, от 17 июня 2013 г. N 994-О, от 26 апреля 2016 г. N 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 21.1 данного закона должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Указанные гарантии направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 10-П).
Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным признакам, указанным в пункте 1 статьи 21.1 названного Закона. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Непредставление налоговой отчетности и не осуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Исходя из изложенного, при рассмотрении спора об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего, в предмет доказывания входят обстоятельства фактического осуществления либо не осуществления названным лицом деятельности.
Оспаривая решение об исключении ОО "ИОКА" из ЕГРЮЛ, административным истцом в материалы дела представлены дополнительные доказательства, из которых усматривается, что ОО "ИОКА" в течение 12 месяцев предшествующих принятию оспариваемого решения Инспекции от 14 апреля 2017 г. о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляла уставную деятельность.
Так, согласно Уставу некоммерческой организации ОО "ИОКА", утвержденному протоколом N 1 общего собрания учредителей от 9 октября 2013 г, зарегистрированному Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области 14 ноября 2013 г, ОО "ИОКА" является основанном на членстве общественным объединением, созданном для объединения усилий любителей-кинологов и кинологических организаций для достижения мирового уровня в разведении и дрессировке собак. Для достижения указанной цели организация решает, в том числе следующие задачи: проведение с владельцами собак ветеринарно-просветительской работы, обеспечение племенной работы, организация работы по дрессировке собак, проведение выставок.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (действовавшего на день принятия оспариваемого решения) некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно сведениям с официального сайта Министерства юстиции РФ http://unro.minjust.ru/NKOReports.aspx, ОО "ИОКА" предоставлялись отчеты о деятельности (сообщения о продолжении деятельности) в период с января 2014 г. по июнь 2020 г, в том числе за 2017 г. -19 января 2018 г. (том 2, л.д. 35).
Из справки Общероссийской общественной организации собаководов Национальный Клуб породы "Российский Доберман-Клуб" усматривается, что ОО "ИОКА" в период с 2015 г. по настоящее время является официальным членом данной Общероссийской организации и опосредованным членом международной организации. Деятельность ОО "ИОКА" в период с 2015 г. по 2018 г. была успешной и постоянной (том 2, л.д. 20).
Согласно сверке платежей по взносам, являющейся приложением к данной справке, ОО "ИОКА" вносила ежегодные членские взносы и целевые взносы за проведение общественного мероприятия (выставки) за период с 10 февраля 2016 г. по 20 ноября 2017 г, в том числе в течение 12 месяцев, предшествующих принятию 14 апреля 2017 г. оспариваемого решения Инспекции -16 июня 2016 г, 20 декабря 2016 г, 15 февраля 2017 г, 20 марта 2017 г. (том 2, л.д. 21).
2 декабря 2016 г. ОО "ИОКА" выдано свидетельство N 3827 о ежегодной регистрации в Общероссийской общественной организации "Российская Федерация служебного собаководства" (том 2, л.д. 32).
12 марта 2017 г. проведено общее собрание членов ОО "ИОКА", на котором принято решение о проведении в 2017 г. двух выставок собак всех пород и двух спортивных соревнований, что подтверждается протоколом N 1 общего собрания членов ОО "ИОКА" от 12 марта 2017 г. (том 2, л.д. 34).
Таким образом, указанными выше доказательствами подтверждается наличие признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо ОО "ИОКА" в течение 12 месяцев, предшествующих принятию решения Инспекции от 14 апреля 2017 г. о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, фактически осуществляла уставную деятельность, предоставляло отчеты в установленном законом порядке, следовательно судебная коллегия приходит к выводу, что действия МИФНС N 17 по Иркутской области по исключению общественной организации из реестра юридических лиц не соответствуют положениям статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ОО "ИОКА" препятствует общественной организации осуществлять деятельность в соответствии с Уставом, а также нарушает права и законные интересы членов организации.
При этом внесение налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц 16 мая 2019 г. записи о признании недействительной записи о прекращении ОО "ИОКА", не может свидетельствовать о восстановлении прав юридического лица, как на то указал суд первой инстанции, поскольку данная запись была внесена на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 сентября 2018 г, отмененного в дальнейшем судом кассационной инстанции.
Таким образом, выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 2 марта 2020 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, с учетом того, что все фактические обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия находит необходимым в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынести новое решение о частичном удовлетворении административного иска.
Следует учитывать, что изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись, признание судом незаконным решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) ранее внесенных записей.
При таких обстоятельствах, удовлетворение требований истца о признании незаконным решения налогового органа и восстановлении сведений об общественной организации, полностью восстановит нарушенные права административного истца.
На основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований Выгузова И.А. об аннулировании записи об исключении ОО "ИОКА" из ЕГРЮЛ; об исключении сведений из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОО "ИОКА", надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от
2 марта 2020 г. отменить.
Принять новое решение.
Признать незаконным и отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации "Иркутская областная кинологическая ассоциация", обязать Инспекцию восстановить сведения об общественной организации "Иркутская областная кинологическая ассоциация" в Едином государственном реестре юридических лиц.
В удовлетворении административных исковых требований Выгузова И.А. об аннулировании записи об исключении Общественной организации "Иркутская Областная Кинологическая Ассоциация" из Единого государственного реестра юридических лиц; об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности Общественной организации "Иркутская Областная Кинологическая Ассоциация" отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи: Е.Г. Бутина
Н.М. Усова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.