Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В, судей Абрамовой И.В. и Беляк А.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балашовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
25 августа 2020 года
по докладу судьи Абрамовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Бугаёва В.А. на решение Калининского районного суда Тверской области от 27 мая 2020 года, которым с учетом определения того же суда от 13 июля 2020 г. (об исправлении описки) постановлено:
"исковые требования Бугаёва В.А. к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" о признании незаконными действий по начислению и выставлению счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг за водоотведение Бугаёву В.А, проживающему по адресу: "адрес", в период с 2017 года по январь 2020 года, возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" осуществить возврат денежных средств, перечисленных Бугаёвым В.А. в рамах выставленных счетов-квитанций по оплате водоотведения в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" в период с 2017 года и по январь 2020 года, в связи с неоказанием данных услуг потребителю оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Бугаёв В.А. обратился в суд к МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что он (Бугаёв В.А.) является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Со стороны МУП Тверской области Калининского района "Коммунальные системы Калининского района" ему, как собственнику указанной квартиры регулярно выставляются счета по оплате за водоотведение и холодное водоснабжение, которые он оплачивает в установленные сроки.
МУП "Коммунальные системы" на основании постановления главы администрации МО "Калининский район" от 12 марта 2018 года N наделено статусом гарантирующего поставщика.
Ссылаясь на п. 1 ст. 14, ч.ч. 8 и 10 ст. 31, п. 5 ст. 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2018 г.) "О водоснабжении и водоотведении", истец считает, что МУП "Коммунальные системы" не соответствует критериям, которые указаны в п. 2 ст. 12 этого закона, поскольку ресурсоснабжающая организация с. Медное Медновского сельского поселения администрацией МО Тверской области "Калининский район" не определена, договорные обязательства на передачу очистных сооружений Медновского сельского поселения между МУП "Коммунальные системы" и администрацией Калининского района отсутствуют.
Кроме того, ответчик не имеет утвержденного тарифа на приём и транспортировку сточных вод для жителей с. Медное Медновского сельского поселения Калининского района.
Таким образом, МУП "Коммунальные системы" при наделении его статусом гарантирующей организации по водоотведению лишено возможности исполнять свои обязанности (осуществлять прием сточных вод в полном объёме цикла водоотведения), возложенные на него законом N 416-ФЗ, в силу отсутствия на каком-либо праве самих очистных сооружений "адрес".
Основания для расчетов потребителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией определены частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ; другие основания для расчетов законодательством не предусмотрены.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федераций от 23 мая 2006 года N 307, в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Однако в нарушение норм действующего законодательства МУП "Коммунальные системы" выставляет собственникам жилых помещений многоквартирных домов "адрес" (в том числе и жилого дома N по "адрес"), находящихся в управлении ООО УК "Тёплый Дом", - потребителям коммунальных услуг, квитанции на оплату коммунальных услуг - водоотведение, в связи с чем оплата коммунальных услуг производится потребителями напрямую в МУП "Коммунальные системы" посредством выделения из единого платежного документа вышеуказанных коммунальных услуг и выставления отдельных счетов-квитанций.
Таким образом, ответчик, не принимая во внимание требования действующего законодательства, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома N по "адрес" в одностороннем порядке принял решение об изменении порядка расчетов за коммунальные услуги.
При обращении с заявлением о проведении перерасчета за услуги водоотведения со стороны МУП "Коммунальные системы Калининского района" им получен отказ по надуманным основаниям - наличие регистрации в жилом помещении по адресу: "адрес" более 8 жильцов, тогда как согласно справке паспортного стола МО "Медновское сельское поселение" в принадлежащем Бугаёву В.А. жилом помещении зарегистрирован только 1 человек.
Просил признать действия МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" по начислению и выставлению счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг за водоотведение Бугаёву В.А, проживающему по адресу: "адрес", в период с 2017 года по январь 2020 года незаконными и возложить на ответчика обязанность осуществить возврат денежных средств, перечисленных Бугаёвым В.А. в рамках выставленных счетов-квитанций по оплате водоотведения в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" в период с 2017 года по январь 2020 года, в связи с неоказанием данных услуг потребителю.
Истец Бугаев В.А, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, обеспечив явку своего представителя.
Представитель истца Красникова Ю.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, дополнив, что на поступающие от истца заявления об установлении тарифа на водоотведение ответчик отвечает отказом. Тариф за водоотведение является завышенным. Услуга по водоотведению предоставляется некачественно, подвалы в домах "адрес" постоянно заливает сточными водами. Насосы для откачки нечистот из подвалов предоставляются за счет средств Министерства ЖКХ, т.е. ответчик расходов по очистке домов от сточных вод не несет. Незаконны и действия ответчика по начислению платы за оказание коммунальных услуг на второго человека в квартире, где проживает истец, т.к. он проживает и зарегистрирован в квартире один.
Представитель МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" Полухина Ю.С. возражала против исковых требований. В письменных возражениях на иск указано, что услуга по водоотведению предоставляется на основании постановления администрации МО Тверской области "Калининский район" от 9 октября 2017 года N, которым за ответчиком закреплено муниципальное имущество, в том числе канализационные сети на территории "адрес".
На основании постановления администрации от 12 марта 2018 года N "Об определении гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению и зоны ее деятельности" МУП наделено статусом гарантирующей организации на территории с Медное МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Между ответчиком по настоящему делу и управляющей компанией - ООО "Теплый дом" заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения от 1 октября 2017 года N, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать управляющей организации через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду и обеспечить водоотведение для оказания управляющей организацией коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения потребителям. Договор заключен с условием пролонгации.
Кроме того, между МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" и УК ООО "Теплый дом" заключен агентский договор от 1 октября 2017 года N, по которому принципал поручил, а агент принял на себя обязательство совершать от имени агента действия по начислению и получению денежных средств за оказанние принципалом коммунальных услуг "холодное водоснабжение", "отопление", "водоотведение" потребителям - физическим и юридическим лицам, проживающим либо располагающимся в жилых домах, находящихся в управлении принципала. Данный договор заключен с условием пролонгации.
По результатам проведённой Федеральной антимонопольной службой по Тверской области проверки по вопросу правомерности выставления счетов за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам, не установленным регулирующим органам, рассмотрение дела прекращено в связи с отсутствием нарушений п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. N1 35-Ф3 "О защите конкуренции", поскольку МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" обращалось в ГУ "РЭК" Тверской области с заявлением об утверждении тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для поставки услуг населению. К тому же применяемые в расчётах с потребителями тарифы на указанные услуги не превышают установленных регулирующим органом. Таким образом, выставление счетов и получение платы по услуге "водоотведение" являются правомерными.
Согласно справке администрации Медновского сельского поселения от 6 декабря 2019 года по адресу: "адрес" зарегистрировано 7 человек.
С 1 января 2014 года регистрационный учет граждан осуществляется отделением ОУФМС России по Тверской области в "Калининском районе" и сведения, имеющиеся в распоряжении администрации поселения, могут быть недостоверными. В ответах на претензии истца ответчиком было предложено предоставить достоверные сведения из отделения ОУФМС России по Тверской области в Калининском районе о зарегистрированных лицах, однако до настоящего времени данных сведений не поступило в адрес МУПа.
Начисления денежных средств еще на второго человека за услуги по водоснабжению произведено в соответствии со справкой адресного стола. С заявлением об уточнении числа граждан, зарегистрированных в квартире истца, последний к ответчику не обращался.
Расходы по обслуживанию системы водоотведения по каждому дому они представить не могут, поскольку расходы по обслуживанию рассчитываются в общей сумме по всем сетям, находящимся на облуживании ответчика. Кроме того в настоящее время очистные сооружения приняты на баланс ответчика и произведены расчёты, которые представлены в ГУ "РЭК" "адрес" для определения и начисления тарифа по водоснабжению.
Представитель третьего лица ГУ "РЭК" Тверской области Волченко В.С. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что ответчиком коммунальная услуга по водоотведению была оказана, поэтому подлежит оплате. В противном случае истец должен представить доказательства некачественного предоставления услуг, однако таковых не имеется.
Новый тариф на водоотведение ГУ "РЭК" установить не может, поскольку ответчиком до настоящего времени не приняты на баланс очистные сооружения.
Третье лицо ООО "Теплый дом", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, об отложении дела слушанием не ходатайствовало.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Бугаёв В.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель, повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает, что выводы суда о правомерности использования ответчиком тарифа организации-правоприемника в рамках п. 34 Основ ценоообразования и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства 13 мая 2013 г. N, не согласуются с материалами дела и напрямую противоречат положениям законодательства.
Так, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что ООО МУП "Коммунальные системы" является правоприемником ООО "Тёплый Дом" и, соответственно, имеет право пользоваться тарифом на водоотведенние данной организации.
Кроме того, 15.04.2015 ООО "Тёплый Дом" расторгло данный договор аренды очистных сооружений и коммунальной инфраструктуры "адрес" в связи с неисполнением администрацией муниципального образования "Медновское сельское поселение" обязанностей собственника по содержанию имущества, то есть до фактического образования МУП "Коммунальные системы" как юридического лица.
Апеллянт обращает внимание, что передача объектов водоснабжения и водоотведения между двумя собственниками осуществлялась в рамках соглашения от 28.07.2017 N, заключенного между администрацией Медновского сельского поселения и администрацией Калининского района. Таким образом, на октябрь 2017 года (начало выставления коммунальной услуги "водоотведение") сети водоотвендения и очистные сооружения "адрес" не находились у ООО "Тёплый Дом", а принадлежали администрации Калининского района.
Вывод суда о том, что в тарифном плане за 2018 год, представленном в ГУ "РЭК" Тверской области, отсутствует расчет за пользование всем комплексом водоотчистки, и ответчик не заявляет расходы на очистку сточных вод, напрямую противоречит выводам суда о правомерности использования тарифа для ООО "Тёплый Дом", поскольку данный расчет тарифа 2018 года ответчиком не применялся на практике. Ответчик пользовался расчетным тарифом для ООО "Тёплый Дом", где как раз и применён расчет за очистку сточной воды.
Вывод суда о правомерности использования МУП "Коммунальные системы" тарифа на водоотведение для ООО "Тёплый Дом", по мнению автора жалобы, является несостоятельным и потому, что был установлен с учетом наличия и эксплуатации комплекса очистных сооружений, а не только КНС и сетей водоотведения.
Законодательством РФ напрямую запрещено выставлять потребителю плату за коммунальные услуги без утвержденного тарифа и в отсутствие всего комплекса объектов, необходимых для оказания качественной услуги потребителю. Поэтому вывод суда, что услуга "водоотведения" истцу со стороны ответчика оказана, является незаконным.
Оспаривает заявитель также и вывод суда относительно отсутствия в материалах дела заявлений истца о предоставлении ему некачественной услуги, указывая, что неоднократно обращался в правоохранительные органы в связи с некачественнным оказанием коммунальной услуги и прорывами на сетях водоотведения, нефункционированием очистных сооружений.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление, адресованное МУП "Коммунальные системы", о проведении перерасчета выставленной услуги, направленное в досудебном порядке.
Судом сделан ничем не подтвердженный вывод о законности начисления услуги водоотведения ООО "Тёплый Дом". При этом, согласно оспариваемым счетам-квитанциям денежные средства за услуги "водоотведения" перечисляются на счёт МУП "Коммунальные системы", счета выставляет последнее, а не ООО "Тёплый Дом".
На приведенную апелляционную жалобу ответчиком представлен отзыв, в котором ее доводы критикуются как необоснованные, решение районного суда предлагается оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ответчик - МУП "Коммунальные системы" и третье лицо - администрация Калининского района просили дело рассмотреть без своего участия, остальные участники процесса об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за: - холодную воду, - горячую воду, - электрическую энергию, - тепловую энергию, - газ, - бытовой газ в баллонах, - твердое топливо при наличии печного отопления, - плату за отведение сточных вод, - плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 4 Правил N 354 предусматривает, что потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, а также систем коммунальной инфраструктуры.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение определяется как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть определена как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
При этом к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (ч. 7 ст. 31 Закона о водоснабжении).
Из подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" следует, что в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входят следующие виды тарифов: на водоотведение, на транспортировку сточных вод и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно ч. 8 ст. 31 Федерального закона о водоснабжении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Исходя из пункта 1 статьи 12 этого закона, органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с п. 6 Основ ценообразования орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Разрешая заявленные Бугаёвым В.А. требования, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для их удовлетворения, поскольку услуга водоотведения истцу ответчиком была оказана, доказательств того, что она была некачественной, в материалах судебного дела нет, а отсутствие нового тарифа за водоотведение ввиду того, что муниципальному предприятию не были переданы в управление очистные сооружения, не может являться основанием для перерасчета размера стоимости оспариваемой услуги.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с такими выводами, поскольку они мотивированы, основаны на доказательствах, исследованных судом и изложенных в решении, соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений.
Установлено, что Бугаёв В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Постановлением администрации Калининского района Тверской области от 12 марта 2018 года N МУП муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" (далее по тексту - МУП) наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории "адрес" МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Согласно постановлениям администрации МО "Калининский район" Тверской области от 9 октября 2017 г. N и от 19 февраля 2018 года N за указанным МУП на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в числе которого канализационные сети, КНС на территории соответственно "адрес", а также в районе "адрес" этого поселения.
Доказательства передачи ответчику очистных сооружений в гражданское дело не представлены.
Постановлением администрации МО "Медновское сельское поселение" Калининского района Тверской области от 16 июня 2015 г. N св утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования на период 2014-2024 г.г, что подтверждает факт технологического подключения жилых домов, в т.ч. и дома N по "адрес" к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается участниками процесса, что ответчик по настоящему делу неоднократно обращался в ГУ "РЭК" Тверской области с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей "адрес" и "адрес" Медновского сельского поселения.
Как следует из тарифного дела МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" за 2018 год, а также подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, при расчете тарифа на водоотведение предприятие не заявляет расходы на очистку сточных вод ввиду отсутствия очистных сооружений в комплексе технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, что, в свою очередь, не позволяет установить тарифы на водоотведение для потребителей "адрес"; расчет исходит только из транспортировки ресурса.
Поскольку Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то установить новый тариф за водоотведение у ГУ "РЭК" Тверской области возможности не имеется, т.к. услугу по очистке сточных вод ответчик потребителям не предоставляет, не включая ее в расчет коммунальный услуги водоотведения.
Изложенное подтверждено ответами ГУ "РЭК" Тверской области от 10 октября 2019 года N, от 14 ноября 2018 года N, от 16 апреля 2018 года N, от 21 декабря 2017 года N.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения от 13 мая 2013 г. N в отношении организации-правопреемника, которая в текущем периоде регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.
Пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N-Ф3 "О защите конкуренции" предусматривает, что нарушением антимонопольного законодательства признаются неправомерные действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Федеральной антимонопольной службой по Тверской области проведена проверка по вопросу правомерности выставления ответчиком по делу счетов за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам, не установленным регулирующим органом, которая не выявила нарушений закона "О защите конкуренции"; МУП "Коммунальные системы Калининского района" обращалось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об утверждении тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для поставки услуг населению, к тому же применяемые в расчётах с потребителями тарифы на указанные услуги не превышают ранее установленные регулирующим органом.
Судом первой инстанции установлено, что в оспариваемый период (с октября 2017 г. по январь 2020 г.) МУП применяет размер стоимости услуги по водоотведению, утвержденный его внутренним приказом от 9 октября 2017 г, который не превышает тарифа по отведению, установленного приказом ГУ РЭК Тверской области от 26 ноября 2015 г. и применявшегося предыдущей ресурсоснабжающей организацией, - ООО "Тепловая компания "Медновское". Поэтому оснований для возврата денежных средств, внесенных истцом в счет оплаты по счетам за водоотведение за этот период, вопреки его утверждениям, не имеется.
В соответствии с Законом N 416-ФЗ правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 6 Правил N 644, если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
Из положений частей 6.2, 7 статьи 155, частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 8, 9, 13, подпунктов "а", "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 32, пункта 63 Правил N354 следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме. Исполнителем по такому договору может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, ресурсоснабжающая организация.
В п. 2 Правил N 354 даны определения понятиям "внутридомовые инженерные системы" (ВИС), "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" (ЦС ИТО), "внутриквартирное оборудование" (ВО).
Приведенные выше технические определения в сущности позволяют идентифицировать ресурсоснабжающую организацию в качестве лица, осуществляющего подачу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) посредством использования ЦС ИТО, исполнителя коммунальных услуг - в качестве лица, осуществляющего деятельность по подаче потребителям коммунальных услуг посредством ВИС, а потребителей коммунальных услуг - в качестве лиц, осуществляющих потребление коммунальных услуг с использованием ВО, которое обособлено от ВИС и ЦС ИТО соответственно.
Изложенное исключает понимание деятельности исполнителя коммунальной услуги отдельно от приобретения коммунальных ресурсов.
В силу приведенных положений коммунальная услуга определяется как совокупность взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, которые обеспечивают возможность приобретения соответствующего коммунального ресурса, доведение его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой.
Из приведенного толкования коммунальных услуг юридической обязанностью исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) является покупка (приобретение) коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации, необходимого для предоставления гражданам (конечным потребителям коммунальной услуги).
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Таким образом, вышеперечисленными нормами прямо предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить договоры ресурсоснабжения в отношении всего объема поставляемых в многоквартирный дом коммунальных ресурсов.
В силу п. п. "в" п. 17 Правил N354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках.
В отсутствие договора, заключенного между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, ресурсоснабжающая организация вправе выставлять платежный документ и взимать плату с граждан. В указанных условиях ресурсоснабжающая организация может быть отнесена к исполнителю коммунальных услуг.
Если управляющая организация не заключила договоров поставки коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация обязана приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Установлено, что между МУП МО Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" и управляющей компанией ООО "Теплый дом" заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения от 1 октября 2017 г. N, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать управляющей организации через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду и водоотведение для оказания управляющей организацией коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения потребителям. Договор заключен с условием о пролонгации
Согласно агентскому договору от 1 октября 2017 г. N, заключенному между МУП МО Тверской области "Калиниснкий район" "Коммунальные "системы Калининского района" и управляющей компанией ООО "Теплый дом" принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершать от имени агента действия по начислению и получению денежных средств за оказанные принципалом коммунальные услуги "холодное водоснабжение", "отопление", "водоотведение" потребителям - физическим и юридическим лицам, соответственно проживающим либо располагающимся в жилых домах, находящихся в управлении принципала. Договор заключен с условием о пролонгации.
С учетом изложенного, вопреки доводам подателя жалобы, МУП законно и обоснованно начисляет плату, выставляет счета и получает денежные средства за оказание коммунальных услуг "холодное водоснабжение", "отопление", "водоотведение" потребителям "адрес" в отношении домов, находящихся в управлении ООО "Теплый Дом".
Согласно пункту 87 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела, факт оказания услуги по водоотведению истцом не оспаривается, доказательств некачественного ее оказания в деле также нет. Поэтому суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, они не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не содержат правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения. Основания к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии отсутствуют, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия также не усматривает
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 27 мая 2020 года, с учетом определения того же суда от 13 июля 2020 г. (об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу Бугаёва В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В.Цветков
Судьи И.В. Абрамова
А.С. Беляк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.