Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 4 марта 2020 г. по делу N 2-8285/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя ФИО1 адвоката ФИО5, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонному) (далее также - УПФ г. Петрозаводске) о перерасчете пенсии.
В обоснование иска сослался на те обстоятельства, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, стаж работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) составляет более 15 лет. Между тем, ответчик при расчете использует размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере "данные изъяты" руб. без учета права истца на ее повышенный размер "данные изъяты" руб. С учетом изложенного истец просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с применением фиксированной выплаты в повышенном размере.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 4 марта 2020 г, отказано в удовлетворении иска ФИО1
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, принять новое постановление об удовлетворении его требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По сообщению ответчика, исчисление размера страховой пенсии по старости в отношении ФИО1 произведено в наиболее выгодном варианте, при этом на дату назначения страховой пенсии по старости ее размер составил 11703, 72 руб, в том числе 5973, 38 руб. - страховая пенсия по старости, 5730, 34 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом коэффициента в размере 1, 15, применяемого в г. Петрозаводске.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу, что ответчиком не нарушены пенсионные права истца, так как пенсия истцу определена в максимально возможном размере, право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере ФИО1 в настоящее время не имеет.
С выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, при этом предметом оценки суда являлись доводы истца, аналогичные приведенным в кассационной жалобе о необходимости льготного исчисления его стажа при определении размера пенсии.
С мотивами отклонения данного довода, приведенными в апелляционном определении, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
Согласно частям статьи 16 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь (ч. 5 ст. 16).
В соответствии с частями 4, 6, 9 статьи 17 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 марта 2019 г. на УПФ г. Петрозаводске возложена обязанность включить ФИО1 в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период со 2 апреля по ДД.ММ.ГГГГ и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ
Указанным решением установлено, что на дату вынесения УПФ решения об отказе истцу в назначении пенсии страховой стаж последнего составил 33 года 11 дней, стаж работы в РКС - 14 лет 11 месяцев 01 день.
Соответствующий расчет страхового стажа был выполнен с учетом льготного полуторного исчисления периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также исчисления в двойном размере периода службы армии по призыву.
С учетом включения спорного периода в календарном исчислении страховой стаж истца на момент назначения ему страховой пенсии по старости составил 22 года 29 дней, стаж в РКС - более 15 лет.
По мнению заявителя жалобы, в нарушением Федерального закона "О страховых пенсиях" ответчиком незаконно применен различный подход к исчислению его страхового стажа, так при определении права на получение пенсии периоды его работы учтены в полуторном исчислении, а при расчете размера пенсии - в календарном порядке, полагает, что такой подход недопустим.
Судебная коллегия находит доводы жалобы заявителя основанными на неправильном применении действующего пенсионного законодательства.
На основании части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также -ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001) для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В пункте 2 статьи 30 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 30 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В пункте 4 статьи 30 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение к выплате устанавливается наиболее выгодный вариант, при котором пенсионер сможет получать пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица).
В настоящем случае, расчетный размер страховой пенсии по старости ФИО1 определен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При этом при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).
Поскольку положениями ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусмотрена возможность исчисления страхового стажа в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховой стаж подлежит исчислению в соответствии с ч. 1 ст. 13, то есть в календарном порядке.
Действующее правовое регулирование предусматривает, что одним из условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", является наличие страхового стажа, выработанного календарно.
Поскольку отсутствуют условия, предусмотренные ч. 4 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, у истца отсутствует страховой стаж в размере не менее 25 лет, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда, вопреки доводам заявителя жалобы, не имелось.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 4 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.