Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Смирновой О.В, Рогачевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2107/2019 по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Горилла парк и сыновья" о запрещении деятельности по кассационным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Горилла парк и сыновья", общества с ограниченной ответственностью "Ф50" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Приморского района города Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ООО "Горилла парк и сыновья" о запрещении деятельности.
В обоснование требований истец ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ с привлечением сотрудников Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности ответчика.
В соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО "Ф50" и ответчиком, нежилые помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м переданы в аренду ООО "Горилла парк и сыновья" для размещения аттракционов, семейных и детских развлекательных аппаратов, детских городков, лабиринтов качалок, яслей, симуляторов.
Согласно п.5.42 СП 118.13330.2012 детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 метров от эвакуационного выхода. Размещение ответчиком вышеуказанных развлекательных зон на территории парка активного отдыха "Горилла парк", доступные для "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенные на 4 и 5 этажах торгового комплекса "5 Озер" противоречит требованиям пункта 5.42 Свода правил "СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализация СНиПЗ 1-06-2009 (с Изменениями N1, 2)", которые направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, а несоблюдение ответчиком требований пожарной безопасности влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности помещений, используемых им.
Предоставление развлекательных услуг "данные изъяты", оборудование игровых он на 4 и 5 этажах торгового комплекса "5 Озер" противоречит требованиям нормативных документов. В этой связи прокурор просил запретить деятельность ООО "Горилла парк и сыновья", связанную с оказанием услуг спортивно-развлекательного комплекса под торговой маркой/торговым наименованием "GORILLA PARK", включая размещение аттракционов, семейных и детских развлекательных аппаратов, детских городков, лабиринтов, качалок, яслей, симуляторов, а также ресторана на площади "данные изъяты" кв.м на четвертом и пятых этажах торгового комплекса "5 Озер" по адресу: "адрес"; взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2020 года решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2019 года отменено, принято новое решение, которым запрещена деятельность ООО "Горилла парк и сыновья" (ОГРН N, ИНН N), связанная с оказанием услуг спортивноразвлекательного комплекса под торговой маркой/торговым наименованием "GORILLA PARK" в части размещения и использования "данные изъяты" лицами аттракционов, семейных и детских развлекательных аппаратов, детских городков, лабиринтов, качалок, яслей, симуляторов на территории парка активного отдыха "Горилла Пар", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной на четвертом и пятых этажах торгового комплекса "5 Озер" по адресу: "адрес". Взыскана с ООО "Горилла парк и сыновья" в доход бюджета Санкт- Петербурга государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационных жалобах представители общества с ограниченной ответственностью "Горилла парк и сыновья" и общества с ограниченной ответственностью "Ф50" ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2020 года, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя ООО "Горилла парк и сыновья" по доверенности Пунтус Ю.А, поддержавшую доводы кассационных жалоб, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В. о законности обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено, что по договору аренды N, заключенного между ООО "Ф50" и ООО "Горилла парк и сыновья", ответчиком используются помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенные на 4 и 5 этажах нежилого здания по адресу: "адрес".
Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ с привлечением сотрудников Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Санкт- Петербургу проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности ответчика.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности в профилактической работы ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена проверка в отношении объекта защиты: встроенные помещения указанного здания торгово-развлекательного комплекса (значительный риск). По результатам проверки выдано предписание об устранении требований пожарной безопасности. Также юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определением суда от 11 марта 2019 года по ходатайству ответчика по делу назначена судебная техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ ГУСЭ (ЧЭУ) на момент проведения экспертного осмотра на территории парка активного отдыха "Горилла парк", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного на 4 и 5 этажах торгового комплекса "5 Озер" имеются следующие аттракционы: 1. CLIP"N CLIMB; 2. Батутный комплекс с ограждениями; 3. Веревочный парк "Высотный город"; 4.ROLLGLIDER; 5. Башня площадка для прыжков с устройством "QUICKjump". Аттракционы, расположенные в зоне парка активного отдыха "Горилла парк", не являются детскими аттракционами. Ответить на вопрос: "Является ли зона парка отдыха "Горилла парк", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная на 4 и 5 этажах торгового комплекса "5 Озер" по адресу: "адрес", детской игровой зоной" не представляется возможным, в связи с тем, что понятие "детская игровая зона" не определено в нормативных документах.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано осуществление ответчиком деятельности на детских аттракционах и оказание услуг "данные изъяты", при этом собранными по делу доказательствами подтверждается, что расположенные на 4 и 5 этажах ТРК "5 Озер" аттракционы не являются детскими, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "Ф50" и ООО "Горилла парк и сыновья", ответчиком используются помещения общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенные на 4 и 5 этажах нежилого здания по адресу: "адрес".
При этом согласно п. 1.4 указанного договора аренды помещение передано ответчику для использования в коммерческой деятельности под размещение спортивно-развлекательного комплекса под торговой маркой/торговым наименованием "Gorilla Park", включая размещение аттракционов, семейных и детский развлекательных аппаратов, детских городков, лабиринтов, качалок, яслей, симуляторов, а также ресторана.
Таким образом, при заключении между ООО "Ф50" и ООО "Горилла парк и сыновья" договора аренды требования пункта 5.42 СП 118.13330.2012 учтены не были, что повлекло передачу ответчику в аренду для размещения, в том числе детской игровой зоны, помещений, на которых детская игровая зона не может быть размещена в силу вышеприведенных положений закона.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 33807-2016 аттракцион - оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия. Согласно пункту 3.4 ГОСТ 33807-2016 дети - посетители, в том числе пассажиры, ростом от 90 до 160 см (в возрасте от двух до 14 лет). Согласно пункту 3.5 ГОСТ 33807-2016 детский аттракцион - аттракцион, специально разработанный для развлечения детей ростом от 90 до 160 см.
Согласно заключению эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ ГУСЭ (ЧЭУ) по результатам визуального осмотра, информации, размещенной на стенде, имеющемся при входе, в указанных помещениях имеются аттракционы: "CLIP?N CLIMB", "Батутный комплекс с ограждениями", Башня-площадка для прыжков с устройством "QUICKjump" - данные аттракционы предназначены для посетителей ростом от 110 см. Аттракцион "ROLLGLIDER" предназначен для посетителей ростом от 150 см и возрастом от 10 лет.
Экспертом указано, что данные аттракционы не имеют верхнего ограничения по росту посетителя до 160 см и возрасту до 14 лет, таким образом, аттракционы не являются специально разработанными для развлечения детей.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что отсутствие верхнего ограничения по росту посетителя до 160 см и возрасту до 14 лет, не препятствует использованию данных аттракционов детьми.
Также экспертом указано, что на территории парка активного отдыха "Горилла Парк" имеются развлекательные зоны: Комплекс игровой детский "Футболист", Игра "Наперегонки со временем", Игровая комната с использованием игрового LaserTag оборудования Helios СЕ, Аэрохоккей - Хот Флэш II Неон, Аэрохоккей игровой автомат "STORM", Развлекательный аппарат "Космический баскетбол Классик Редемпшен", которые, по мнению эксперта, не являются аттракционами.
Суд апелляционной инстанции указал, что согласно исследовательской части заключения эксперта Комплекс игровой детский "Футболист" предназначен для использования только детьми, так как конструкция комплекса рассчитана только на антропометрические данные детей. Конструкция игр: Игра "Наперегонки со временем", Игровая комната с использованием игрового LaserTag оборудования Helios СЕ, Аэрохоккей - Хот Флэш III Неон, Аэрохоккей игровой автомат "STORM", Развлекательный аппарат "Космический баскетбол Классик Редемпшен" - рассчитана на использование пользователями с различными антропометрическими данными, что не исключает использования данных игровых зон, в том числе и детьми.
При этом эксперт не смог ответить на вопрос: "Является ли зона парка активного отдыха "Горилла парк" детской игровой зоной", ссылаясь на то, что понятие "Детская игровая зона" не определено в нормативных документах.
Вместе с тем, пунктом 3.16 ГОСТ Р52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" дано определение термину детская игровая площадка - это специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя, оборудование и покрытие детской игровой площадки и оборудование для благоустройства детской игровой площадки.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае выводы суда первой инстанции об отказе в иске нельзя признать обоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что игровое оборудование, расположенное в арендуемых ответчиком помещениях, предназначено, в том числе для его использования детьми.
При этом положение пункта 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06- 2009" "Общественные здания и сооружения" согласно которому детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода, направлено на обеспечение безопасного нахождения в здании и сооружении детей, в том числе безопасности их жизни и здоровья, что, в свою очередь, обеспечивает возможность своевременной эвакуации детей в случае пожара, задымления, иной ситуации, угрожающей их жизни и здоровью.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1); если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (пункт 2).
Предусмотренное статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование направлено на защиту жизни и здоровья граждан. Данная норма выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.
Как установлено положениями ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в частности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения" предусмотрено, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода.
Указанные положения СП 118.13330.2012 вступили в законную силу с 1 января 2013 года.
Пункты 5.38 - 5.46 СП 118.13330.2012 "СНиП" 31-06-2009" "Общественные здания и сооружения" включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521.
Таким образом, для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения ответчика - причинителя вреда, причинно-следственную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае связь между эксплуатацией помещений на 4 и 5 этажах торгово-развлекательного центра в целях организации детской игровой зоны и угрозой причинения вреда.
Судом апелляционной инстанции установлено нарушение арендатором требований пункта 5.42 СП 118.13330.2012, что в будущем может повлечь опасность причинения вреда в случае возникновения пожароопасной ситуации, в связи с чем, требования прокурора об устранении нарушения требований пожарной безопасности путем запрета деятельности ООО "Горилла парк и сыновья", связанную с оказанием услуг спортивно-развлекательного комплекса под торговой маркой/торговым наименованием "GORILLA PARK" в части размещения и использования "данные изъяты" лицами аттракционов, семейных и детских развлекательных аппаратов, детских городков, лабиринтов, качалок, яслей, симуляторов на территории парка активного отдыха "Горилла Пар", расположенной на четвертом и пятых этажах торгового комплекса "5 Озер" по адресу: "адрес", направлены на защиту и восстановление гражданских прав неопределенного круга лиц, в том числе и социально незащищенной группы граждан ("данные изъяты").
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал на наличие оснований для удовлетворения иска прокурора в данной части.
Оснований для запрета деятельности ООО "Горилла парк и сыновья" в виде оказания услуг ресторана не имеется, поскольку размещение кафе, ресторанов на 4 и 5 этажах зданий не противоречит действующему законодательству.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к данным выводам полно и объективно указаны в судебном постановлении и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Доводы кассационных жалоб ООО "Горилла парк и сыновья" и ООО "Ф50" об использовании игровым комплексом помимо детей взрослым населением и отсутствии законодательного ограничения для использования развлекательным комплексом иной возрастной категории, ссылки на заключение эксперта были предметом исследования судом апелляционной инстанции, им дана оценка с соблюдением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о запрещении деятельности, связанной с оказанием услуг в нарушение действующего законодательства именно детям.
Вопреки доводам кассационных жалоб всем представленным по делу доказательствам судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителей кассационных жалоб о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы об отмене апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горилла парк и сыновья", общества с ограниченной ответственностью "Ф50" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.