Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохин И.В., рассмотрев жалобу Ш на вступившие в законную силу постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 21 сентября 2019 года, определение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 января 2020 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2020 года, вынесенные в отношении Ш по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 21 сентября 2019 года Ш признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 21 октября 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Определением судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 января 2020 года жалоба Ш на постановление по делу об административном правонарушении оставлена без рассмотрения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2020 года указанное выше определение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ш выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица и судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 названного Кодекса).
Оставляя жалобу Ш без рассмотрения, судья районного суда установил, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом 21 сентября 2019 года, оставлено без изменения решением вышестоящего должностного лица от 21 октября 2019 года, а с жалобой в судебном порядке Ш обратился только 14 ноября 2019 года, то есть с пропуском установленного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
С указанными выводами согласился судья Верховного Суда Республики Татарстан.
Вместе с тем, приведенные выше судебные акты нельзя признать правильными в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 названного выше Кодекса, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса (части 1, 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок направления копии постановления по делу об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также решения по жалобе на такое постановление установлены частью 2 статей 29.11, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении Ш в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении от 21 сентября 2019 года.
Доказательств получения Ш приведенного выше постановления, а также решения вышестоящего должностного лица от 21 октября 2019 года материалы дела не содержат и судьями нижестоящих судебных инстанций не установлено.
При указанных обстоятельствах выводы о пропуске Ш срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 21 сентября 2019 года являются преждевременными.
В связи с этим обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку постановление по делу об административном правонарушении от 21 сентября 2019 года предметом рассмотрения судебных органов не являлось, его законность и обоснованность не может быть проверена в порядке статьей 30.12 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
определение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 января 2020 года и определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2020 года отменить.
Направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Пестречинский районный суд Республики Татарстан.
Жалобу Ш в части несогласия с постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 21 сентября 2019 года, вынесенное в отношении Ш по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без рассмотрения по существу.
Судья И.В. Тимохин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.