Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу главы администрации городского поселения г. Баймак Баймакского района Республики Башкортостан И* на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 по Баймакскому району и г. Баймак Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 по Баймакскому району и г. Баймак Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 г, администрация городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации городского поселения г. Баймак Баймакский район Республики Башкортостан И* просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении Администрации, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из положений пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Как правильно указано мировым судьей, данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как установлено ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А) (п. 5.2.4).
Согласно пункту 5.2.4 указанного ГОСТ Р 50597-2017 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2019 года в 16 часов 40 минут администрация городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, не приняла мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими дорогами угрожает безопасности дорожного движения, а именно, не приняла меры по своевременному ремонту автомобильной дороги, расположенной по "адрес", нарушив требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения. Методы контроля", допустила образование колеи дорожного полотна от 30 мм до 80 мм, превышающих предельно-допустимые размеры по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Данные нарушения зафиксированы в акте выявленных недостатков улично-дорожной сети от 15 октября 2019 года, составленном с применением средств фотофиксации, средства измерения РДУ-АНДОР.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 октября 2019 г, актом о выявленных недостатках улично-дорожной сети от 15 октября 2019 г, предписанием об устранении повреждений до 30 октября 2019 г, фотоматериалом и другими материалами дела.
Требования ГОСТ Р 50597-2017 являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Учитывая требования Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также перечисленных государственных стандартов, Администрация обязана была принять меры к сохранности автомобильных дорог городского поселения в ее границах отвечающим требованиям дорожной безопасности и устранению повреждения дорожного покрытия.
С учетом установленных обстоятельств выводы о виновности администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в совершении инкриминируемого правонарушения по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в оспариваемом постановлении мирового судьи, обоснованы и мотивированы, доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действиям лица, привлекаемого к административной ответственности, дана верная юридическая оценка.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что, являясь ответственным лицом за содержание указанного участка дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, юридическое лицо допустило нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
То обстоятельство, что после возбуждения дела об административном правонарушении были выполнены работы по приведению дороги в надлежащее состояние, не влияют на выводы о виновности и не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку администрация городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности не за нарушение сроков устранения недостатков дорожного полотна.
Ссылка в жалобе на положения пункта 10.6 СНиП 3.06.03-85 об определенной температуре окружающего воздуха, необходимой для укладки асфальтобетонных смесей, не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица вмененного состава административного правонарушения, поскольку ответственность по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает по факту несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а не в связи с неустранением таких недостатков в срок, установленный требованиями действующего законодательства.
Указанные в жалобе положения СНиПа применяются органами госконтроля при установлении сроков устранения выявленных нарушений и не могут учитываются при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных мировым судьей доказательств, являлись предметом проверки судьей районного суда при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении, обоснованно отклонены и не свидетельствуют о невиновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Порядок, срок давности привлечения администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных постанровлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N2 по Баймакскому району и г. Баймак Республики Башкортостан от 20 декабря 2019 года, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2020 г, вынесенные в отношении администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации городского поселения г. Баймак Баймакский район Республики Башкортостан И* - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.