Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Алексеева Д.В, судей Ляпина Н.А, Карякина Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шамсутдиновой В.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 февраля 2020 года по административному делу N 2а-3375/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан к Шамсутдиновой В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения, данные посредством видеоконференц-связи, Шамсутдиновой В.В, ее представителя Артамоновой Н.Ю, представителя Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан Гайнуллиной Л.Н, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Шамсутдиновой В.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере "данные изъяты" рублей и пени в размере "данные изъяты" рублей, указав в обоснование требований, что 20 февраля 2018 года обществом с ограниченной ответственностью "Нижнекамская нефтебаза" в налоговую инспекцию представлена справка по форме 2-НДФЛ за 2017 год на Шамсутдинову В.В, согласно которой общая сумма дохода, полученная ею от налогового агента, составила "данные изъяты" рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила "данные изъяты" рублей. Требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени административным ответчиком не исполнено.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 февраля 2019 года, административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан удовлетворен, постановлено взыскать с Шамсутдиновой В.В. заявленные суммы в пользу Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан и государственную пошлину в доход местного бюджета.
В кассационной жалобе, поданной 26 июня 2020 года, Шамсутдинова В.В. не соглашается с судебными постановлениями и просит их отменить, приводит доводы о том, что она является единственным наследником умершего супруга, принявшей наследство в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в силу статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации исключает начисление налога на доход по направленной в адрес налогового органа справке. Кроме того, согласно пункту 17.2 указанной статьи НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет. Умерший ФИО1, наследником которого она является, был учредителем ООО "Нижнекамская нефтебаза" с 2002 года.
Ссылается также на то, что ООО "Нижнекамская нефтебаза" было учреждено в период брака, таким образом, доля в уставном капитале является совместно нажитым имуществом.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Шамсутдинова В.В. и ее представитель Артамонова Н.Ю. доводы кассационной жалобы поддержали. Представитель административного истца по делу - Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан Гайнуллина Л.Н. просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно положениям пункта 18 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также вознаграждения, выплачиваемого наследникам патентообладателей изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 8 февраля 1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что в случае, если предусмотренное в соответствии с пунктом 8 статьи 21 настоящего Федерального закона согласие участников общества на переход доли или части доли не получено, доля или часть доли переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить наследникам умершего участника общества действительную стоимость доли или части доли, определенную на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти участника общества, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости.
Общим собранием участников ООО "Нижнекамская нефтебаза" 22 июня 2017 года принято решение отказать в даче согласия на переход доли в уставном капитале общества в размере "данные изъяты"%, принадлежавшей умершему ФИО1, его наследникам, и выплатить им стоимость доли. ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Нижнекамская нефтебаза" и Шамсутдиновой В.В. заключено соответствующее соглашение, впоследствии Шамсутдиновой В.В. была перечислена действительная стоимость доли умершего ФИО1 в уставном капитале ООО "Нижнекамская нефтебаза".
В справке о доходах физического лица за 2017 год перечисленная денежная сумма указана налоговым агентом ООО "Нижнекамская нефтебаза" в составе налоговой базы.
Судебные инстанции руководствовались нормами пунктов 1, 2, 5 статьи 226, подпункта 4 пункта 1, пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса; в том случае, если подлежащая уплате сумма налога не была удержана налоговым агентом, исчисление и уплата налога производится налогоплательщиком (физическим лицом) самостоятельно.
Судами правомерно указано на то, что доход наследника умершего участника общества в виде действительной стоимости доли, выплаченной ему в связи с отсутствием согласия участников общества на переход к нему доли в обществе, не относится к доходам, предусмотренным пунктом 18 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не подлежат налогообложению (получаемые от физических лиц в порядке наследования).
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что ранее состоявшимся судебным решением Шамсутдиновой В.В. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан об уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год и выводы суда имеют преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку возражения Шамсутдиновой В.В. повторяют ее доводы, приводившиеся при рассмотрении другого административного дела.
Доводы кассационной жалобы по настоящему делу также повторяют ранее заявлявшиеся административным ответчиком доводы, поэтому подлежат отклонению.
Несогласие Шамсутдиновой В.В. с выводами судебных инстанций не подтверждает нарушения норм материального и процессуального права. Суды необходимым образом определили имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов являются мотивированными и верными, в кассационной жалобе они не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шамсутдиновой В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.