Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Белова В.И. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Благовещенскому району на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года по административному делу N 2а-1034/2019 по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел России по Благовещенскому району Республики Башкортостан о признании незаконным бездействий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего содержание кассационной жалобы и обстоятельства административного дела, выслушав мнение прокурора Трофимова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел России по Благовещенскому району Республики Башкортостан (далее - отдел МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан) о признании незаконным бездействия, выразившгося в непринятии мер по собиранию и обобщению информационно-статистических материалов на образовательные организации, расположенные на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан; возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2019 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года без изменения, административные исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан удовлетворены частично.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 15 июля 2020 года, административный ответчик отдел МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций. В обоснование доводов жалобы ее автор указывает, что прокурором не представлено доказательств обращения в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, права, свободы и законные интересы которых были нарушены. Кроме этого, административный ответчик утверждает, что прокурором не доказан факт бездействия отдела МВД России по Благовещенскому району, так как им были приняты все необходимые меры по сбору и обобщению информационно-статистических материалов на образовательные организации, расположенные на территории муниципального района Благовещенский район. Данные материалы были собраны до рассмотрения судом административного дела, однако не были изучены судами.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор Трофимов А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее письменные возражения прокуратуры Ульяновской области, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка состояния работы отдела МВД России по Благовещенскому району по противодействию экстремизму и терроризму, своевременности и достаточности мер по установлению и привлечению к ответственности лиц, разместивших в сети "Интернет" материалы экстремистского содержания, а также направлению инициативных сообщений в другие территориальные органы.
Согласно акту проверки прокурором установлено, что в нарушение требований пункта 4 части 1 и части 3 статьи 12, части 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", статей 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", пункта 33.6. Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845, отделом МВД России по Благовещенскому району не сформированы информационно-статистические материалы на следующие образовательные организации:
1) муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детская юношеская спортивная школа г. Благовещенска Республики Башкортостан, 2) муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г. Благовещенска Республики Башкортостан, 3) муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский образовательный технопарк г. Благовещенска Республики Башкортостан, 4) муниципальное общеобразовательного бюджетное учреждение Межшкольный учебный комбинат г. Благовещенска Республики Башкортостан, 5) государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж.
В оставшихся информационно-статистических материалах отсутствовали: опись, характеристика образовательной организации, информация о состоянии правопорядка и характеристика образовательной организации, список общественных объединений (родительский комитет, совет профилактики, попечительский совет) с указанием наименования формирования и данных его руководителя, сведения о наличии детских объединений правоохранительной направленности (например, отряд "Юных друзей полиции", "Юных инспекторов движения") с указанием руководителя, состава участников и приложением документов, регламентирующих деятельность, список кружков и секций (платных/бесплатных) с указанием режима работы, сведений о руководителях, количества занимающихся, в том числе детей "группы риска", информация о правовой пропаганде (дата, тема выступления, категория слушателей, кем проводилось мероприятие), сведения о вопросах, рассматриваемых на заседаниях Совета профилактики образовательной организации, и принятых решениях, характеристика образовательной организации на готовность к противодействию терроризму и действиям при чрезвычайных обстоятельствах (наличие периметрального ограждения, систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, стационарных и ручных металлоискателей, кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, иного вида охраны, состояние освещенности территории).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес территориального отдела полиции прокурором внесено представление об устранении нарушений закона.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам повторной проверки устранения вышеперечисленных нарушений прокурором установлено, что какие-либо меры по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не предприняты.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что неправомерное бездействие административного ответчика подтверждается представленными прокурором доказательствами.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы отдела МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан подлежащими отклонению по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1, статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.
Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно содержанию статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 21 названного федерального закона определен круг полномочий подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В приложении N 6 к Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845 (далее Инструкция), предусмотрен перечень документов, составляющих информационно-статистические материалы.
Как следует из содержания пункта 33.6 Инструкции на сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации в целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению возложена обязанность по сбору и обобщению информационно-статистических материалов на образовательные организации (приложение N 6 к настоящей Инструкции), в том числе специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (приложение N 7 к настоящей Инструкции), расположенные на обслуживаемой территории.
Как правильно установлено судами, вопреки названным требованиям законов и иных нормативных правовых актов, на момент проведения прокурором проверки и рассмотрения административного дела судом первой инстанции, отделом МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан не были сформированы информационно-статистические материалы на следующие образовательные организации: муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детская юношеская спортивная школа г. Благовещенска Республики Башкортостан, муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества г. Благовещенска Республики Башкортостан, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детский образовательный технопарк г. Благовещенска Республики Башкортостан, муниципальное общеобразовательного бюджетное учреждение Межшкольный учебный комбинат г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Допущенное административным ответчиком бездействие обоснованно признано судом первой инстанции как неправомерное, поскольку не соответствует целям и задачам, возложенным на полицию законом по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействию преступности, профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений, выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий.
Возлагая на административного ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений закона указанным в решении способом, суд первой инстанции исходил из того, что отделом МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан не представлено доказательств добровольного их устранения.
Приведенные выводы суда первой инстанции вытекают из надлежащей, полной и всесторонней оценки представленных сторонами доказательств, и переоценке по доводам кассационной жалобы судом кассационной инстанции не подлежат.
Доводы административного ответчика об отсутствии у прокурора права обращения в суд с административным исковым заявлением с вышеуказанными требованиями, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку данное право вытекает из положений части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Факт угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц допущенным административным ответчиком бездействием, подтверждается изложенными выше обстоятельствами.
Каких - либо иных доводов, влекущих отмену постановленных судебных актов в кассационной жалобе отдела МВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан, не содержится, и судебной коллегией Шестого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Таким образом, постановленные по данному административному делу судебные акты судов обеих инстанций следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Благовещенскому району - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 августа 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.