Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.
судей Гаиткуловой Ф.С, Штырлиной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мамеева Анатолия Васильевича на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 18 сентября 2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 декабря 2019г. по гражданскому делу N2-2177/2019 по исковому заявлению Мамеева Анатолия Васильевича к администрации МО "Город Киров", Управлению опеки и попечительства администрации г.Кирова, Территориальному управлению администрации г.Кирова по Первомайскому району г. Кирова о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Штырлиной М.Ю, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамеев А.В. обратился в суд с иском к администрации МО "Город Киров", Управлению опеки и попечительства администрации г.Кирова, Территориальному управлению администрации г.Кирова по Первомайскому району г. Кирова о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ. в возрасте "данные изъяты" он обратился в администрацию Первомайского района г.Кирова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, указав, что является воспитанником детского дома. В сентябре 2016г. Мамеев А.В. узнал, что поставлен на учет в общую очередь, а не в льготную, как сирота. Поскольку жилого помещения в собственности не имеет, проживает в комнате в общежитии, просил обязать администрацию МО "Город Киров" включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ; обязать администрацию г.Кирова предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решением Первомайского районного суда г.Кирова от 18 сентября 2019г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 декабря 2019г, исковые требования Мамеева А.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Стороны в судебное заседание не явились. В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
В соответствии со ст. 167, ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г.N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 в ред. Федерального закона от 29 июля 2018г. N 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ, от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 в ред. Федерального закона от 29 июля 2018г. N 267-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что Мамеев А.В. родился ДД.ММ.ГГГГг, является уроженцем "адрес".- "адрес". Истец оставлен родителями в доме ребенка N "адрес", откуда ДД.ММ.ГГГГг. выбыл в дом ребенка "адрес".
ДД.ММ.ГГГГг. Мамеев А.В. переведен в "адрес" "адрес", ДД.ММ.ГГГГг. выбыл в "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истец обучался в "данные изъяты" для детей-сирот, находился на полном государственном обеспечении.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Мамеев АВ. обучался в "данные изъяты", отчислен в связи с окончанием.
С ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истец обучался в профессиональном училище "адрес".
После окончания обучения в училище Мамееву А.В. предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес", которое до настоящего времени находится в пользовании истца, жилых помещений в собственности истец не имеет.
ДД.ММ.ГГГГг. Мамеев А.В. обратился в администрацию Первомайского района г. Кирова с письменным заявлением о постановке его в очередь для улучшения жилищных условий, указав, что он является воспитанником детского дома "адрес", откуда выпустился в ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГг. комиссией по жилищным вопросам о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Мамеев А.В. поставлен на учет в общую очередь, номер очереди N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с достижением истцом 23 лет и отсутствием документов, подтверждающих обращение истца в уполномоченные органы местного самоуправления с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда, при том, что препятствий для соответствующего обращения у истца не имелось, наличие уважительности причин пропускам срока для соответствующего обращения суду не представлено.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит, что состоявшиеся по делу судебные постановления приняты с нарушением норм материального права и не соответствуют материалам дела.
Из системного анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной выплаты.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения без выяснения причины, по которой истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в таком помещении (абз.23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг.).
Как следует из материалов дела, истец является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. До достижения возраста 23 лет он обратился в администрацию Первомайского района г.Кирова с заявлением о постановке его в очередь для улучшения жилищных условий, указав, что является воспитанником детского дома "адрес", откуда выпустился в ДД.ММ.ГГГГ..
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии документов, подтверждающих обращение истца в уполномоченные органы местного самоуправления с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
Исходя из данных норм, а также учитывая положения части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
При разрешении заявленных требований судом не выяснены причины, по которым Мамеев А.В, обратившийся до достижения 23 лет в орган местного самоуправления по месту своего жительства с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда, не был включен в список граждан соответствующей категории, а был поставлен в общую очередь.
Данные обстоятельства являлись юридически значимыми при разрешении заявленного спора, однако не были установлены судом.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Указанные требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
Судебная коллегия находит, что допущенное при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушение норм материального и процессуального права является существенным, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 декабря 2019 г. нельзя признать законным и по изложенным основаниям оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 декабря 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.