Дело N 88-15874/2020
06.08.2020 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в составе судьи Умбетовой Э.Ж, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Юг-Коллекшн" на определение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30.10.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 02.03.2020 г. по гражданскому делу N 2-3235/2015 по иску АО Банк "Инвестиционный капитал" к Морозовой Анне Александровне о взыскании задолженности по кредитному договору, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛ:
определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2019 г, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан обществу с ограниченной ответственностью "ЮГ-КОЛЛЕКШН" отказано в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
В кассационной жалобе ООО "ЮГ-КОЛЛЕКШН" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, указывая в жалобе на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником.
Решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2015 г. с Морозовой А.А. в пользу банка взысканы кредитная задолженность в размере 87 336, 9 руб, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 820, 11 руб.
Определением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21.03.2016 года произведена замена стороны по настоящему гражданскому делу с АО "ИнвестКапиталБанк" на АО Банк "Северный морской путь" в лице филиала "ИнвестКапиталБанк" АО "СМП Банк"
13 сентября 2019 г. ООО "ЮГ-КОЛЛЕКШН" обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, указав, что 17.06.2019 г. между СМП Банк и ООО "ЮГ-КОЛЛЕКШН" заключен договор цессии N 1/19, в рамках которого, права требования по кредитному договору N364979, от 26.06.2012 года, были переданы новому кредитору - ООО "ЮГ- КОЛЛЕКШН".
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлены доказательства свидетельствующие о том, что исполнительный лист ФС N находился на исполнении в службе судебных приставов, в связи с чем срок предъявления исполнительного листа в отношении Морозовой А.А. по решению Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2015 года истек 23 октября 2018 года, то есть был пропущен как на момент обращения с заявлением о процессуальном правопреемстве, так и на момент заключения договора уступки права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления о правопреемстве.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что данные выводы сделаны судами первой и апелляционной инстанции с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Так, в заявлении о процессуальном правопреемстве ООО "ЮГ-КОЛЛЕКШН" указано, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, о чем свидетельствует дата окончания исполнительного производства - 12.07.2019 года (л.д. 61).
В подтверждение указанного довода к заявлению приложена распечатка с официального сайта ФССП России из которой усматривается, что 09.01.2019 года в отношении Морозовой А.А. возбуждено исполнительное производство на основании решения Туймазинского межрайонного суда (исполнительный лист N), которое окончено 12.07.2019 года в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". (л.д. 73).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В статье 22 Закона об исполнительном производстве также указано, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником (ч. 1).
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (ч. 2).
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
Между тем, изложенным выше обстоятельствам, суды оценки в обжалуемых постановлениях не дали, указанные юридически значимые обстоятельства по делу не выяснялись, доводы заявителя о прекращении исполнительного производства в отношении должника 12.07.2019 года не рассматривались.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения при проверке решения нижестоящего суда не исправил, не применил закон, подлежащий применению, не дал оценку доводам заявителя в совокупности с представленными доказательствами.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ) подлежат исправлению путем отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, и рассмотреть заявление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 02.03.2020 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Судья Шестого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Ж. Умбетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.