Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Плеханова А.Н, судей Якушевой Е.В. и Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Габидуллина Ильгиза Адгамовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.05.2020 г. по гражданскому делу N 2-786/2020 по иску Габидуллина Ильгиза Адгамовича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобщения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, выслушав посредством систем видеоконференц-связи Габидуллина И.А. и представителя Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан по доверенности Докшину Е.П, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габидуллин И.А. 19.12.2019 г. обратился с иском в Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС РФ по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что он является заместителем начальника службы - начальник дежурной смены службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Башкортостан", выслуга лет в календарном исчислении 20 лет, с 23.12.2013 г..состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N2 ЕДСВ/14 от 04.04.2014 г..заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС РФ по Республике Башкортостан (далее - Комиссия). Решением Комиссии от 28.10.2019 г..(1-й вопрос повестки дня, протокол N 60ЕДСВ/19 от 28.10.2019) он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отчуждением им жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, также в связи с неоднократным отчуждением его супругой, принадлежащих ей на праве собственности долей в квартирах. Считает выводы комиссии о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий на момент постановки на учет в течение 5 лет до постановки на учет, ошибочными. 16.02.2010 г..он произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома общей площадью 148, 9 кв.м. в с. Ишеево, а также 04.03.2010 г..его супруга произвела отчуждение принадлежащей ей 1/3 доли в общей долевой собственности квартиры, общей площадью помещения 51, 4 кв.м, расположенной в г..Уфа.
Однако, на действия в 2010 г..нормы Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ не распространяются, поскольку данный специальный закон, регулирующий отношения, связанные с социальными гарантиями сотрудникам федеральной противопожарной службы, вступил в силу с 01.01.2013 г, т.е. через 3 года после действий истца, связанных с отчуждением дома и доли в квартире. При этом, при постановке на учет Комиссии было известно об отчуждении указанной недвижимости, о чем указано в протоколе Комиссии N 2 от 04.04.2014 г..Вместе с тем, действия его супруги были направлены на улучшение жилищных условий, поскольку в результате сделки произведен обмен долями в квартирах и его семья стала собственником всей квартиры по адресу: "адрес", состоящей из двух комнат, общей площадью 51, 4 кв.м. Выводы Комиссии о том, что он является членом семьи ФИО7, также ошибочны, ФИО7 не была вселена и не проживала совместно с ним и его семьей. Все вышеперечисленные обстоятельства были известны Комиссии, от ответчика никогда не скрывались и были последнему известны с момента подачи заявления о постановке на учет, принятие Комиссией обжалуемого решения о снятии с учета противоречит всем ранее принятым решениям. Просил решение Комиссии от 28.10.2019 г..(1 -й вопрос повестки дня, протокол N60ЕДСВ/19 от 28.10.2019 г..) признать незаконным и отменить. Обязать ответчика восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга и две дочери с даты подачи заявления о принятии на учет с 23.12.2013 г..
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 05.02.2020 г. исковое заявление Габидуллина И.А. удовлетворено, решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 28.10.2019 г. N60 ЕДСВ/19 по рассмотрению 1 вопроса о снятии с учета сотрудника Габидуллина И.А, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным и отменено. Ответчик обязан восстановить Габидуллина И.А. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - с даты подачи заявления о принятии на учет с 23.12.2013 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.05.2020 г. решение Советского районного суда г. Уфы от 05.02.2020 г. отменено. Принято новое решение, в удовлетворении исковых требований Габидуллина И.А. отказано.
В кассационной жалобе Габидуллиным И.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Габидуллин И.А. в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении жалобы.
Представитель ГУ МЧС РФ по Республике Башкортостан по доверенности Докшина Е.П. посредством систем видеоконференц-связи возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая апелляционное определение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав Габидуллина И.А, представителя ГУ МЧС РФ по Республике Башкортостан, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Габидуллин И.А. с 01.09.1999 г. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России.
21.01.2010 г. Габидуллин И.А. продал принадлежащий ему на праве жилой дом по адресу: "адрес".
С 12.10.2004 г. по 23.03.2010 г. Габидуллин И.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
С 30.03.2010 г. Габидуллин И.А. с супругой и двумя дочерями был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" (общежитие), площадью 12 кв.м.
С 01.08.2013 г. Габидуллин И.А. и члены его семьи проживали по адресу: "адрес", на основании договора аренды.
16.12.2013 г. Габидуллин И.А. и члены его семьи: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, поставлены на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по РБ, оформленного протоколом от 04.04.2014 г. (пятый вопрос).
07.08.2015 г. Габидуллин И.А. подал рапорт с указанием изменения места жительства, предоставив свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует, что собственником квартиры, где проживает он с семьей, расположенной по адресу: "адрес" является ФИО7
В квартире по адресу: "адрес", площадью 111, 2 кв.м, с 26.03.2015 г. по 26.03.2016 г. помимо истца были зарегистрированы: его теща ФИО8 - собственник с 2004 г, сестра жены - ФИО8 с 2007 г, тесть ФИО9 - собственник с 2004 г, ФИО10 с 2015 г, а всего 8 чел.
Габидуллин И.А. с семьей с 04.12.2018 г. и по настоящее время семья истца зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", в квартире площадью 51, 4 кв.м. Количество зарегистрированных 4 чел.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором мены долей квартир ФИО7 (мать супруги), действующая как опекун недееспособной дочери ФИО8, и ФИО1 (супруга истца) произвели обмен принадлежащего им на праве собственности имущества, а именно ФИО7, действующая как опекун недееспособной дочери, произвела обмен 1/3 доли двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности недееспособной ФИО8, на 1/6 доли в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО1
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Габидуллину И.А. на праве собственности принадлежали следующие жилые помещения:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, площадью 148, 9 кв.м, расположенный по адресу: РБ, "адрес" на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ -1/12 доли в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие жилые помещения:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/3 доля в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", площадью 51, 4 кв.м, на основании договора определения долей, договора передачи жилых квартир в совместную собственность, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/6 доля в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1/3 доля в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора мены долей квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2/3 доля в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договора мены долей квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, - с ДД.ММ.ГГГГ - 3/4 доля в общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Комиссии от 28.10.2019 г. (1-й вопрос повестки дня, протокол N 60ЕДСВ/19) Габидуллин И.А. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с указанием на то, что он поставлен на учет с нарушением, поскольку произвел отчуждение менее чем за пять лет до постановки на учет 16.02.2010 г. жилой дом, площадью 148, 9 кв.м. и его супругой 04.03.2010 г. отчуждена 1/3 доли в общей долевой собственности квартиры по адресу: "адрес", до отчуждения указанных жилых помещений был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м, что исключало право постановки на учет. Вместе с тем, комиссией указано, что супруга Габидуллина И.А. неоднократно совершала действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, отчуждая доли в жилых помещениях, принадлежащие ей на праве собственности в 2018-2019 г.г.
Габидуллин И.А. в отношении ФИО7 не представил сведений, несмотря на то, что она являлась членом семьи по смыслу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя иск Габидуллина И.А, суд первой инстанции указал, что на момент вынесения оспариваемого решения с момента отчуждения истцом жилого дома и его супругой доли в квартире в 2010 г. прошло более 9 лет. Вместе с тем обстоятельства по настоящему делу свидетельствуют о том, что истец и члены его семьи не совершали действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Ссылаясь на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 19.04.2017 г. N258-О-О, суд первой инстанции пришел к выводу, что основанием к отказу в принятии на учет, снятие с учета граждан для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья могут быть признаны лишь умышленные и недобросовестные действия в результате которых ухудшены жилищные условия гражданина.
Суд первой инстанции указал, что проданный истцом в 2010 г. жилой дом расположен в Ишимбайском районе, вместе с тем истец и члены его семьи работали и проживали в г. Уфе и продажа истцом указанного жилого дома преследовало цель совершения действий, подпадающих под часть 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, поскольку обусловлены служебной деятельностью истца, а также приведением в соответствие места его фактического проживания и места регистрации, что отвечает требованиям статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Отметив, что доказательств злоупотребления истцом правом с целью намеренного ухудшения жилищных условий ответчиком не представлено, а также того, что при постановке истца на учет им представлены сведения не соответствующие действительности, послужившие основанием для принятия на учет, основанием для постановки на учет является факт нуждаемости в жилом помещении, заключение договоров мены, купли-продажи не повлекло ухудшение жилищных условий семьи Габидуллиных, суд первой инстанции пришел к выводу, что Габидуллин И.А. и члены его семьи являлись и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты.
Учитывая то, что Габидуллин И.А. не преследовал цель намеренно ухудшить жилищные условия, поскольку создал свою семью, имел возможность проживать в г.Уфе и не являлся членом семьи ФИО7, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что по данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является нуждаемость в жилом помещении по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 26.03.2015 г. по 04.12.2018 г. семья истца зарегистрирована по адресу: "адрес", площадью 111, 2 кв.м, где было зарегистрировано 8 человек, в том числе истец Габидуллин И.А. с 14.07.2016 г, теща ФИО7 - собственник с 2004 г, сестра жены - ФИО8 с 2007 г, тесть ФИО9 - собственник с 2004 г, супруга истца ФИО14 (Хабибуллина) С.Ф, дочь ФИО2 с 2015 г, дочь ФИО14 ФИО15 с 2015 г, ФИО10 с 2015 г. При этом, несмотря на то, что указанное жилое помещение находилось в собственности у тёщи и тестя сотрудника, сведений о них, чьим членом семьи он являлся в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в Комиссию истец не представил.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отметил, что с 04.12.2018 г. семья истца зарегистрирована по месту жительства по настоящее время по адресу: "адрес", площадью 51, 4 кв.м, где 1/3 доли в общей долевой собственности принадлежала до 18.06.2019 г. ФИО7 (владелец без регистрации, зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"). Сведений о ней в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в Комиссию истец не представил.
Удовлетворяя жалобу ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, суд апелляционной инстанции указал, что при установленных обстоятельствах совершения мены долей квартиры 01.11.2018 г, в результате которой ФИО7 (мать супруги), действующая как опекун недееспособной дочери ФИО8, и ФИО1 (супруга истца) произвели обмен принадлежащего им на праве собственности имущества, а именно ФИО7, действующая как опекун недееспособной дочери ФИО8, произвела обмен 1/3 доли двухкомнатной квартиры (что составляет 17, 13 кв.м.), расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности недееспособной ФИО8, на 1/6 доли в трехкомнатной квартире (что составляет 18, 53 кв.м.), расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО1, истец и его супруга были вселены в жилое помещение, площадь которого составляет более 15 кв.м, на каждого, в качестве членов семьи ФИО7
В кассационной жалобе Габидуллин И.А. не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что суд нарушил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Выводы об обеспеченности его и членов его семьи жилой площадью более 15 кв.м. не обоснованы, поскольку в результате договоров мены и купли-продажи семья была обеспечена площадью 51, 4 кв.м, то есть менее 15 кв.м. на человека. В нарушение требований части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение принято Комиссией с нарушением срока - позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия граждан с учета. Суд не учел, что он представлял сведения в комиссию о сделках супруги и с этого момента прошло более года. Судом не учтено, что ФИО7 является мачехой его супруги и не являлась членом его семьи, совместно с ними не проживала в связи с состоянием ее здоровья. Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и принято законное и обоснованное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 6 части 1, части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно частям 1, 3, 5 - 8 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон РФ от 30.12.2012 г..N283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила).
Согласно пунктам 4, 5, 11 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В пунктах 12, 15 указаны основания для отказа в принятии на учет и снятия с учета. Так, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В соответствии с пунктом 13 Приказа МЧС России от 25.03.2019 г. N160 "Об утверждении Порядка формирования и работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, а также при подготовке и представлении Комиссии документов сотрудников (граждан), поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты, Территориальные комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках (гражданах), состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета и учетные дела сотрудников (граждан).
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что Габидуллин И.А. и его супруга ФИО1 в 2010 г. произвели отчуждение принадлежащих им жилых помещений, с учетом которых у Габидуллина И.А. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м, им не были представлены сведения о всех членах семьи и имеющихся у них жилых помещениях, суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в удовлетворении требований Габидуллина И.А. отказал.
В апелляционном определении приведены результаты оценки доказательств, а также доводов истца о необходимости включения в специальный стаж спорного периода работы, которые отклонены как необоснованные.
Вопреки доводам Габидуллина И.А, выявление обстоятельств, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно квалифицировано ответчиком как основание для снятия с учета, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Доводы истца о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии принято с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, судом правомерно не принято в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении названного срока законом не установлено. При этом, оспариваемое решение принято жилищной комиссией в разумный срок после проведения очередной проверки в 2019 г.
Приведенные Габидуллиным И.А. в жалобе иные доводы являлись предметом исследования судебной инстанции по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут.
Установление обстоятельств и оценка доказательств по делу входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не наделен правом переоценки доказательств по делу и иная оценка доказательств основанием для пересмотра в кассационном порядке принятых по делу судебных постановлений не является.
Доводы кассационной жалобы Габидуллина И.А. в части неправильного применения и толкования судом норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Габидуллина И.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.05.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Габидуллина Ильгиза Адгамовича - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись А.Н. Плеханов
Судьи Подпись Е.С. Уланова
Подпись Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.