Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Семенцева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к МВД по "адрес" о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии о снятии с учета очередников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по "адрес" о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета очередников МВД по "адрес" на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек незаконным.
В обосновании иска указал, что проходит службу в МВД по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ. Общий стаж его службы составляет 18 лет. Он проживает вместе с семьей из трех человек: супругой - ФИО5, сыном - ФИО6 и дочерью - ФИО7 в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 72, 5 квадратных метра, в том числе жилой площадью 38, 0 квадратных метра по адресу: "адрес".
Указанная квартира получена по республиканской программе социальной ипотеки и является собственностью НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан". Согласно договору право собственности на квартиру истцу и членам его семьи перейдет после внесения 100% стоимости жилого помещения. До полного выкупа квартира предоставлена по договору социальной ипотеки на условиях коммерческого найма.
Решением заседания центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе двух человек
(с супругой).
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело внесены изменения по составу семьи истца, принято решение считать семью истца очередниками на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трех человек.
ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО1 родилась дочь.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета очередников МВД по "адрес" на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек по причине наличия у него на праве собственности жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке, общей площадью 64, 5 квадратных метров по адресу: Российская Федерация, "адрес", садоводческое товарищество "Земляне", участок N.
Решением Вахитовского районного суда "адрес" Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного. Основаниями для отмены судебного акта истец указывает несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судом апелляционной инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец ФИО1 и представитель МВД по "адрес" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 является сотрудником МВД по "адрес".
По договору социальной ипотеки на условиях коммерческого найма он с семьей из трех человек проживает по адресу: "адрес".
"адрес" квартиры составляет 72, 5 квадратных метров, из которых жилая - 38, 0 квадратных метров.
Решением заседания центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе двух человек.
Согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью
580 квадратных метров и здание площадью 64, 5 квадратных метров, расположенных по адресу: Российская Федерация, "адрес", садоводческое товарищество Земляне, участок N.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета очередников МВД по "адрес" на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек по причине наличия у него на праве собственности жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке по адресу: Российская Федерация, "адрес", садоводческое товарищество Земляне, участок N.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя в части исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением статьи 51 вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами.
Поскольку сведения о жилом строении без права регистрации проживания, расположенном на вышеуказанном садовом участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости до вступления в силу Федерального Закона N 217-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что снятие истца с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по причине наличия у него на праве собственности жилого строения по адресу: Российская Федерация, "адрес", садоводческое товарищество Земляне, участок N, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что воспользовавшись своим правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору ипотеки, истец утратил свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений и законных оснований для постановки его на учет для получения единовременной выплаты при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ у центральной жилищной комиссии МВД по "адрес" не имелось. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью
580 квадратных метров и здание площадью 64, 5 квадратных метров, расположенных по адресу: Российская Федерация, "адрес", садоводческое товарищество Земляне, участок N, пришел к выводу об отсутствии нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, а также учел то обстоятельство, что истец воспользовался правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору ипотеки, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положением статьи 3 Закона Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в "адрес"", отменил решение суда первой инстанции с принятием по существу спора нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля
2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля
2011 года N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Положением статьи 3 Закона Республики Татарстан 27 декабря
2004 года N-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в "адрес"", направленного на реализацию конституционного права граждан на жилище, предусмотрено понятие социальной ипотеки - предоставление в собственность граждан жилья в рассрочку на льготных условиях в порядке государственной поддержки развития жилищного строительства.
Как следует из статьи 13 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в "адрес"", гражданам в "адрес" в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки:
1) получение жилья с различным уровнем оплаты первоначального взноса;
2) рассрочка платежей за полученное жилье на период до 28, 5 лет;
3) возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и (или) продукцией личного подсобного хозяйства;
4) предоставление невыкупленной части жилья в наем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья);
5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.
Поскольку ФИО1 воспользовался своим правом на приобретение жилья соответствующей площади по договору ипотеки, он утратил свое право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилых помещений, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований являются обоснованными.
Кроме того, поскольку приобретенное помещение является жилым домом, площадь которого также превышает норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца, составляющую
15 квадратных метров, а нормы части 9 статьи 54 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не могут быть применены по отношению к истцу, так как приобретение названного жилого помещения произведено после вступления в силу вышеуказанного Закона, выводы суда апелляционной инстанции в указанной части также являются правильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО4
ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.