Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Русский хром 1915" Федотовой Е.М. на постановление судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 06 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского областного суда от 30 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Русский хром 1915", установил:
постановлением судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 06 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 30 октября 2019 года, акционерное общество "Русский хром 1915" (далее также - АО "Русский Хром 1915", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Федотова Е.М. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу части 3 статьи 22 Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
В силу части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что АО "Русский Хром 1915" ведет деятельность по обращению с отходами производства.
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 06.05.2019 в соответствии с актом проверки от 12.07.2019 N330 на объекте по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Заводская, д.3 обнаружены допущенные АО "Русский Хром 1915" нарушения в виде деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), На балансе предприятия находятся объекты размещения отходов, а именно:
"Шламонакопитель N 4" (ГРОРО N 66-00017-Х-00479-010814) на котором, согласно характеристике объекта размещения отходов, по результатам проведенной в 2018 году инвентаризации происходит хранение отходов "Отходы фильтрации раствора монохромата натрия в производстве монохромата натрия" ФККО 31261221393, "Отходы фильтрации сульфата натрия при его реагентной очистке от соединений хрома (VI) в производстве сульфата натрия" ФККО 31251585393, "Осадок реагентной очистки от соединений хрома (VI) смешанных сточных вод производств хромовых солей" ФККО 34691001394, "Осадок гашения извести при производстве известкового молока" ФККО 34691001394, "Осадки (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный" ФККО 72310101394. Количество размещенных отходов на объекте 7598249, 47 т, общей площадью 564 000 кв.м.;
"Свалка промышленных отходов" (ГРОРО N 66-00083-Х-00592-250914), на которой - размещаются промышленные отходы и отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, в количестве 160712, 753 т, общей площадью 60 000 кв.м.
С 01.01.2019 лицензия на деятельность по обращению с отходами 066 N 00270 от 01.04.2014 прекратила свое действие. При этом согласно данным учета в области обращения с отходами АО "Русский хром 1915" за I квартал 2019 г, указано, что предприятие ведет деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах размещения отходов, а именно "Отходы производства солей прочих металлов (шлам производства монохромата натрия) ФККО 31260000000 в размерах 11 056, 0, "Отходы производства сульфидов, сульфитов и сульфатов (шлам производства сульфатов натрия) ФККО 31251000000, а также "Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор и смет с производственных помещений и производства хромовых солей)" ФККО 73390000000. Факт размещения отходов подтвердился при натурном осмотре территории предприятия (акт обследования N 1 от 13.06.2019).
В связи с осуществлением деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в отношении АО "Русский хром 1915" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт осуществления АО "Русский хром 1915" лицензируемой деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности без специального разрешения (лицензии) подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 28.08.2019 (л.д.3-6), письменным объяснением по обстоятельствам вмененного нарушения (л.д.7), актом проверки (л.д.13-25), приказом о проведении плановой выездной проверки (л.д.26-28), пояснительной запиской к отчету (л.д.31-32), отчетом за 2018 год (л.д.33-48), актом обследования территории от 13 июня 2019 года (л.д.49-50), фототаблицей (л.д.51-63), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.64-69), лицензией 066 N 00270 от 01.04.2014, которая прекратила свое действие с 01.01.2019 (л.д.98-102), а также иными материалами дела, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, получены в ходе проведения плановой выездной проверки, доводов о незаконности которой заявителем не приведено. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется. Фактические обстоятельства, которые выявлены в ходе проверки - доводами жалобы и представленными в материалы дела доказательствами не опровергаются.
Доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения несостоятельны.
Вопреки доводам жалобы факт размещения отходов АО "Русский хром 1915" на момент проведения проверки на находившихся на балансе лица объектах размещения отходов подтвержден имеющимися доказательствами.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что под размещением отходов поднимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Доводы о том, что общество после прекращения действия лицензии осуществляло только накопление отходов, не осуществляя деятельность по размещению отходов, в связи с чем на осуществляемую в отношении отходов деятельность лицензии не требовалось, опровергаются материалами дела. Приведенные заявителем в жалобе количественные показатели образованных отходов за первый-второй кварталы, не указывают об отсутствии события. При этом имеющиеся в материалах дела сведения о хранящихся отходах, как на второй квартал 2019 года, так и по итогам предшествующего 2018 года, мероприятия по обследованию территории (в том числе в части объектов размещения отходов) подтверждают, что общество на момент проверки осуществляло деятельность по размещению отходов на специализированных объектах.
Не указывают на отсутствие состава административного правонарушения и ссылки на разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на предпринятые юридическим лицом меры по оформлению новой лицензии.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что действия юридического лица образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих принятие АО "Русский хром 1915" всех зависящих от него мер по соблюдению требования закона в части неосуществления деятельности, которая требует обязательной лицензии, в материалы дела не представлено, выводы судей о вине АО "Русский хром 1915" являются обоснованными.
Доводы об отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, суждения о чем приведены в тексте постановления, основанием для отмены судебного акта не являются. Указанные обстоятельства не исключают вину юридического лица в совершении вмененного правонарушения, не влияют на объем вмененного нарушения, которое в настоящем случае выразилось в осуществлении лицензируемой деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии, установление обстоятельств такого нарушения является достаточным для квалификации действий лица по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен при надлежащем уведомлении в присутствии защитника юридического лица, которому разъяснены необходимые права, копия протокола вручена.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является обоснованным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в городском и областном суде лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях участвовали защитники, которые обосновывали позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Первоуральского городского суда Свердловской области от 06 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского областного суда от 30 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Русский хром 1915" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Русский хром 1915" Федотовой Е.М. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.