Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Валиахметовой Гузель Сагитовны на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 22 мая 2019 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 02 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметовой Гузель Сагитовны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 22 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 02 августа 2019 года, заместитель председателя, начальник отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметова Г.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Валиахметова Г.С. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Прокуратура Аргаяшского района Челябинской области, уведомленная в порядке части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, направила отзыв на жалобу, в котором указала на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Из положений статьи 10 Закона N59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, помимо прочего, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 12 Закона N59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 15 Закона N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Валиахметова Г.С. занимает должность заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района на основании приказа председателя Комитета по управлению имуществом N15 от 20.05.2013. Приказом заместителя главы Аргаяшского муниципального района, председателя Комитета по управлению имуществом Аграяшского района "данные изъяты" N01 от 15.01.2019 на период пребывания "данные изъяты" в очередном ежегодном отпуске исполнение обязанностей заместителя главы Аргаяшского муниципального района, председателя Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района возложено на Валиахметову Г.С.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Аргаяшского района, утвержденному постановлением главы Аргаяшского муниципального района N158 от 22.02.2017, Комитет по управлению имуществом Аргаяшского района является структурным подразделением органа местного - Администрации Аргаяшского муниципального района, наделенным правами юридического лица. В своей деятельности Комитет по управлению имуществом подотчетен по вопросам непосредственного управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая земельные ресурсы, расположенные на территории Аргаяшского муниципального района, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством - Главе Аргаяшского муниципального района.
В силу пунктов 2.7, 2.13 Должностной инструкции заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района заместитель председателя, начальник отдела осуществляет контроль за своевременной и качественной подготовкой проектов письменных ответов юридическим и физическим лицам по вопросам имущественных отношений. В соответствии со своей компетенцией выполняет другие обязанности, а также поручения главы района, заместителей главы района.
От жителей СНТ "Райский" в адрес главы Аргаяшского муниципального района направлено обращение о принятии мер по переводу земельного участка, по которому проходит дорога, в земли общего пользования. Данное обращение поступило и зарегистрировано в администрации района 31.01.2019 года.
Главой Аргаяшского муниципального района "данные изъяты" рассмотрение обращения поручено заместителю главы Аргаяшского муниципального района "данные изъяты" и заместителю председателя, начальнику отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметовой Г.С.
Заместителем главы Аргаяшского муниципального района Абылхасынову Р.А. 07.02.2019 рассмотрение обращения поручено Валиахметовой Г.С. и начальнику отдела архитектуры и градостроительства, главному архитектору Арагаяшского муниципального района "данные изъяты" В установленный законом срок обращение не рассмотрено, ответ на обращение не дан. Срок рассмотрения обращения не продлевался, уведомление о продлении срока заявителям не направлялось. Ответ на обращение дан с нарушением срока 04.04.2019 уже после истребования информации о результатах рассмотрения коллективного рассмотрения садоводов СНТ "Райский", указанный ответ подписан и.о. главы района "данные изъяты" в качестве исполнителей указаны Валиахметова Г.С. и "данные изъяты" Изложенные обстоятельства в виде отсутствия ответа к установленному законом сроку послужили основанием для обращения "данные изъяты" как одного из заявителей по обращению, в прокуратуру. Прокуратурой Аргаяшского района по обращению "данные изъяты" проведена проверка исполнения администрацией Аргаяшского муниципального района законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
По результатам проверки установлено нарушение положений Закона N59-ФЗ, в связи с чем в отношении заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметовой Г.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения заместителем председателя, начальником отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметовой Г.С. установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 мая 2019 года (л.д.3-6), обращением садоводов СНТ "Райский" с отметкой о получении (л.д.11), обращением садоводов СНТ "Райский" (л.д.11), ответом на обращение от 04 апреля 2019 года (л.д.15), Положением о Комитете по управлению имуществом Аргаяшского района (л.д.18-22), должностной инструкцией заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района (л.д.23-28), приказом N15 от 20.05.2013 (л.д.29), приказом N01 от 15.01.2019 (л.д.31), а также другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о виновности Валиахметовой Г.С, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Наличие события административного правонарушения в виде нарушения порядка рассмотрения обращения граждан установлено в ходе рассмотрения дела. Факт поступления обращения 31.01.2019 и не направления ответа в установленный законом срок подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств и заявителем по существу не оспаривается.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Валиахметовой Г.С. состава административного правонарушения, в связи с тем, что она не является субъектом вмененного административного правонарушения, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно статье 4 Закона N59-ФЗ должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод о том, что Валиахметова Г.С. является надлежащим субъектом, сделан мировым судьей после исследования всех обстоятельств дела, в том числе с учетом характера обращения заявителей, факта передачи подготовки ответа главой района на исполнение Валиахметовой Г.С, в чьи полномочия входит подготовка ответов по рассматриваемому вопросу. Оснований не согласиться с выводом о том, что Валиахметова Г.С. является надлежащим субъектом, не усматривается.
Доводы заявителя о том, что подготовка ответа не входила в ее полномочия, с учетом характера и содержания обращения относится к полномочиям должностного лица иного отдела, об ответственности первого указанного в резолюции исполнителя, сводятся к субъективной и неправильной оценке представленных доказательств применительно к обстоятельствам настоящего дела и установленным полномочиям Валиахметовой Г.С. Суждения о виновности иного должностного лица Абзалилова Ф.Р. не могут устанавливаться в рамках настоящего дела об административном правонарушении в отношении Валиахметовой Г.С, при этом в отношении указанного лица "данные изъяты" производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Обстоятельства того, что обращение с резолюцией заместителя главы Аргаяшского муниципального района "данные изъяты" фактически передано Валиахметовой Г.С. 07.02.2019, когда она уже не исполняла обязанности заместителя главы Аргаяшского муниципального района, председателя Комитета по управлению имуществом "данные изъяты" не исключает ее ответственности как исполнителя в связи с ее должностными обязанностями и в соответствии с поручением главы района. Не исключают обстоятельства, что она является надлежащим субъектом, и факт того, что 11.02.2019 года она ушла в отпуск, сведений о том, что в отношении данного ответа предпринимались какие-либо меры, в том числе в связи с уходом в отпуск, не имеется.
В настоящем случае Валиахметова Г.С. является надлежащим субъектом административного правонарушения, являясь должностным лицом в значении статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в чьи обязанности (с учетом должностных полномочий и поручения вышестоящего должностного лица) входила подготовка ответа на обращение в установленный законом срок, свои обязанности надлежащим образом не выполнила, тем самым нарушив установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан. Ее действия правильно квалифицированы по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной юридической оценки ее действий не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности при привлечении к административной ответственности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в присутствии Валиахметовой Г.С, отвечает требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимые права разъяснены, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручена в установленном порядке.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении Валиахметовой Г.С. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, оснований для применения положений о малозначительности мировой судья правомерно не усмотрел.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела по жалобе судьей районного суда Валиахметова Г.С. извещалась надлежащим образом, принимала участие в судебных заседаниях, имела возможность в полном объеме обосновывать свою позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 22 мая 2019 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 02 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя, начальника отдела муниципального имущества Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района Валиахметовой Гузель Сагитовны оставить без изменения, жалобу Валиахметовой Гузель Сагитовны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.