Постановлением Верховного Суда РФ от 19 февраля 2021 г. N 44-АД21-1-К7 настоящее постановление изменено: исключены выводы о невыполнении ООО "ПФ "Триада" в установленный срок законного предписания территориального отдела органа, осуществляющего государственный земельный надзор, доказанности факта его невыполнения и наличии в деянии ООО "ПФ "Триада" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КОАП РФ
Заместитель председателя кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Усольского района и города Березники Пермского края Зарубы Ольги Михайловны на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Березниковского судебного района Пермского края от 12 октября 2019 года, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 13 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Триада", установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Березниковского судебного района Пермского края от 12 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Триада" (далее - ООО ПФ "Триада", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 13 декабря 2019 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Березниковского судебного района Пермского края от 12 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ПФ "Триада" отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Усольского района и города Березники Пермского края Заруба О.М. выражает несогласие с решением городского суда, просит о его отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах (пункт 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2019 года в 15 часов 00 минут при проведении проверки установлено, что ООО ПФ "Триада", расположенное по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Железнодорожная, д. 54, не выполнило предписание N 3/4/10-2019 от 15 января 2019 года, выданное государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель И.К... по устранению нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившегося в использовании дополнительного земельного участка по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Железнодорожная, д.54, площадью 945 кв. м, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и не устранило данное нарушение в установленный срок до 15 июля 2019 года.
В связи с выявленным нарушением обществу выдано предписание от 15 января 2019 года по делу N 3/4/10-2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 15 июля 2019 года устранить допущенное нарушение. Указанное предписание направлено в адрес юридического лица 23 января 2019 года.
В соответствии с распоряжением от 31 июля 2019 года N 12-2444-р в рамках государственного земельного надзора специалистами Росреестра 28 августа 2019 года при проведении проверки исполнения предписания от 15 января 2019 года установлено, что ООО ПФ "Триада" не выполнило предписание в установленный срок, о чем составлен акт проверки N 246/1/4-2019 от 29 августа 2019 года.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении юридического лица составлен протокол N б/н от 02 сентября 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства невыполнения обществом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении 02.09.2019 (л.д. 5-8), распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки N 3571 от 14.12.2018 (л.д. 12), извещением о проведении проверки от 18.12.2018 (л.д. 14), выпиской из ЕГРЮЛ ООО ПФ "Триада" (л.д. 17-22), актом проверки N 3/4/10-2019 от 15.01.2019 с приложениями в виде фототаблицы, обмера площади, схематического чертежа земельного участка (л.д. 24-29), предписанием N 3/4/10-2019 от 15.01.2019 (л.д. 30), распоряжением N 12-2444-р от 31.07.2019 (л.д. 43-44), актом проверки N 246/1/4-2019 от 29.08.2019 с приложениями (л.д. 99-103), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований полагать о незаконности выданного предписания не имеется. Предписание об устранении выявленных нарушений от 15 января 2019 года по делу N 3/4/10-2019 выдано уполномоченным должностным лицом по результатам проведенной проверки. Предписание адресовано полномочному лицу, на которого возложена обязанность по устранению нарушений требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
В установленный срок предписание не исполнено. Факт невыполнения предписания установлен в результате проведения проверки, имевшей под собой законные основания, сведений о признании проверки и ее результатов незаконными не имеется. Факт невыполнения предписания зафиксирован в акте проверки и подтвержден иными материалами дела.
Сведений об оспаривании предписания, признании его незаконным, о его отмене, а также об обращении общества за продлением срока исполнения предписания, как и о попытках принятия каких-либо мер для его частичного исполнения, не имеется.
При отсутствии обстоятельств, указывающих на незаконность и неисполнимость предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, устранение нарушений земельного законодательства к установленному в предписании сроку, свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя ООО ПФ "Триада". Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверив дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес решение, которым постановление о привлечении к административной ответственности ООО ПФ "Триада" отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья городского суда в решении указывает о том, что, исходя из материалов дела, факт направления предписания от 15 января 2019 года об устранении имеющихся нарушений в адрес юридического лица не подтвержден, а документы, подтверждающие направление в его адрес акта проверки, не могут являться доказательством надлежащего вручения юридическому лицу вышеуказанного предписания.
С таким решением суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Государственный контроль (надзор) основывается на положениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закона от 26.12.2008 N 294).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
На основании пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
На основании пунктов 79, 81, 82 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486 (далее - Административный регламент), по результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания. К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписание об устранении выявленных нарушений, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Из смысла статей 16, 17, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294 в их системной взаимосвязи с пунктами 79, 81, 82 Административного регламента следует, что орган государственного контроля (надзора), при отсутствии реального получения документов проверки, направляет юридическому лицу акт проверки с приложением в виде предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации. Указанные документы направляются в адрес юридического лица с уведомлением о вручении.
Факт получения акта проверки N 3/4/10-2019 от 15 января 2019 года подтвержден материалами дела и не оспаривается самим юридическим лицом. Из указанного акта проверки следует, что предписание об устранении выявленных нарушений является его приложением.
Доказательств отсутствия указанного предписания в направленном и полученном ООО ПФ "Триада" письме не представлено, так же как и не представлено доказательств направления юридическим лицом в адрес органа государственного контроля (надзора) после получения письма возражений в течении 15 дней в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Указанные факты свидетельствуют о том, что судьей городского суда были нарушены положения статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 13 декабря 2019 года, вынесенное в отношении ООО ПФ "Триада" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, следует отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц составляет три месяца.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно материалам дела органом государственного контроля (надзора) срок исполнения предписания от 15 января 2019 года для общества был установлен до 15 июля 2019 года.
Таким образом, трехмесячный срок для привлечения ООО ПФ "Триада" к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 16 июля 2019 года и истёк 15 октября 2019 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 13 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Триада" подлежит отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Усольского района и города Березники Пермского края Зарубы О.М. удовлетворить.
Решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 13 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Триада" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.