Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Лимар Оксаны Николаевны на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лимар Оксаны Николаевны, установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2019 года, Лимар О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде обязательных работ сроком на 30 (тридцать) часов.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лимар О.Н. выражает несогласие с указанным выше судебным актом, приводя доводы о его незаконности, просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
Законный представитель потерпевшей ФИО2 - ФИО3, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на жалобу не направила.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 13 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Лангепасу в отношении Лимар О.Н. составлен протокол N191/19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания которого следует, что на исполнении у судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лангепасу находится исполнительное производство "данные изъяты", возбужденное 11 января 2016 года в отношении Лимар О.Н, которая на основании исполнительного листа N "данные изъяты" от 30 ноября 2015 года, выданного Лангепасским городским судом, обязана выплачивать алименты в размере 1/2 части заработной платы и иных доходов, в том числе, в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячно, начиная с 05 октября 2015 года до совершеннолетия. Должностным лицом при составлении протокола указано на то, что, достоверно зная о вступившем в законную силу решении суда и возбужденном в отделе судебных приставов по г. Лангепасу исполнительном производстве по принудительному взысканию алиментов, Лимар О.Н. умышлено без уважительных причин в течение длительного периода времени (более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства) и до настоящего времени не выплачивает средства на содержание несовершеннолетнего ребенка; задолженность по алиментам составляет 279 207, 03 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Лимар О.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей, который пришел к выводам о доказанности виновности Лимар О.Н. в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем постановление мирового судьи нельзя признать обоснованным по следующим причинам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает в силу пункта 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
Признавая Лимар О.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливая, что Лимар О.Н. не производила оплату алиментов на содержание своего несовершеннолетнего ребенка в период с 05 октября 2015 года по 29 июля 2019 года без уважительных причин в нарушение решения суда, мировой судья в качестве доказательств факта совершения административного правонарушения сослался на имеющиеся в материалах дела: протокол об административном правонарушении от 13 августа 2019 года, копию исполнительного листа, копию постановления о возбуждении исполнительного производства от 11 января 2016 года. По мнению мирового судьи, совокупность указанных доказательств являлась достаточной для установления наличия в действиях Лимар О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в нарушение требований статей 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в своем постановлении мировой судья ограничился лишь перечислением имеющихся в деле доказательств, но не дал им надлежащей правовой оценки. Так, оценивая содержание протокола об административном правонарушении, мировой судья не учел то обстоятельство, что Лимар О.Н. при даче объяснений в ходе составления протокола сообщила о том, что не платила алименты, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком. Для проверки указанного обстоятельства мировой судья не предпринял никаких мер и при рассмотрении дела мировым судьей правовой оценки данным объяснениям не дано, о чем свидетельствует содержание оспариваемого постановления.
При этом из представленных с жалобой сведений, усматривается, что Лимар О.Н. в настоящее время на иждивении (помимо трех несовершеннолетних детей, в пользу которых она по решению суда обязана уплачивать алименты) имеет еще одного малолетнего ребенка - ФИО1, "данные изъяты" года рождения.
По смыслу действующего законодательства под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалось у лица: в случае его болезни (часть 2 статьи 114 Семейного кодекса Российской Федерации); по вине других лиц или вследствие обстоятельств непреодолимой силы. При этом перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин неуплаты алиментов, не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае должен устанавливаться и проверяться отдельно в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела.
Таким образом, мировому судье с целью всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, установления всех обстоятельств дела, следовало принять все необходимые меры для проверки сведений, сообщенных Лимар О.Н. относительно её нахождения в декретном отпуске; данное обстоятельство имеет важное значение для правильной квалификации её действий, поскольку может свидетельствовать о наличии уважительной причины, объективно указывающей на невозможность исполнения алиментных обязательств в течение продолжительного периода времени.
Кроме того, с целью проверки правильности и обоснованности квалификации действий Лимар О.Н. по части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировому судье следовало проверить, когда Лимар О.Н. была ознакомлена с постановлением о возбуждении исполнительного производства по факту взыскания с неё алиментов. Представленные в материалы дела документы не позволяют удостовериться в том, что Лимар О.Н. была осведомлена о том, что в отношении неё было возбуждено исполнительное производство; само по себе указание на это должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении достаточным доказательством этому не является.
Установление указанных выше обстоятельств, с учетом формулировки диспозиции части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо также для определения периода времени, в течение которого Лимар О.Н. не исполняла обязанности по уплате алиментов без уважительных причин, что влияет на юридическую квалификацию действий Лимар О.Н.
С учетом вышеизложенного следует признать, что по существу мировой судья не принял мер к полному и всестороннему исследованию и установлению обстоятельств дела в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2019 года нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи подлежит отмене, и, с учетом того, что в настоящее время срок давности привлечения Лимар О.Н. к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - по месту совершения административного правонарушения.
При новом рассмотрении дела мировому судье следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению и установлению всех обстоятельств дела, в том числе: принять меры для проверки причин, по которым Лимар О.Н. не исполняла обязанности по уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка; установить, когда Лимар О.Н. была ознакомлена с постановлением о возбуждении в отношении неё исполнительного производства; с учетом данных сведений, установить период, в течение которого Лимар О.Н. фактически не исполняла обязанность по уплате алиментов без уважительных причин; по результатам рассмотрения дела принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 августа 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лимар Оксаны Николаевны, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.