Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Степанова Виталия Петровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Мотовилихинского судебного района города Перми от 15 августа 2019 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова Виталия Петровича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Мотовилихинского судебного района города Перми N5-673/2019 от 15 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми N12-737/2019 от 02 октября 2019 года, Степанов Виталий Петрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Степанов В.П. просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, о принесении жалобы на указанные выше судебные акты, представило возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на необоснованность доводов заявителя.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30 августа 2018 года в период с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут заместителем главного государственного инспектора города Перми, Пермского района, ЗАТО Звездный, города Краснокамска, Краснокамского района, города Нытвы, Нытвенского района, города Добрянки, Добрянского района, Ильинского района по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю Г... проведена проверка исполнения предписания об устранении выявленного нарушения в отношении Степанова В.П. В результате проверки установлено, что Степанов В.П. использует земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" путем огораживания земельного участка общей площадью 2156 кв. м, за счет земельного участка с кадастровым номером N площадью 180 кв.м и за счет земель, право собственности на которые не разграничено - площадью 1976 кв.м, в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, чем нарушены требования статей 25, 26 Земельного Кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю Г. в адрес Степанова В.П. выдано предписание N234/4/10-2018 от 30 августа 2018 года об устранении нарушений положений статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 27 февраля 2019 года (л.д.5). Определением об изменении срока устранения нарушения земельного законодательства от 27 февраля 2019 года N234/4/10-2018 продлен срок исполнения предписания N234/4/10-2018 до 15 мая 2019 года и устранения нарушения земельного законодательства до 15 мая 2019 года (л.д. 7). Определение от 27 февраля 2019 года получено Степановым В.П. 15 марта 2019 года.
10 июня 2019 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю Ч. N12-1681-р от 28 мая 2019 года государственным инспектором Пермского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю А. в отношении Степанова В.П. проведена внеплановая выездная проверка исполнения выданного предписания от 30 августа 2018 года N 234/4/10-2018 об устранении нарушений земельного законодательства, в ходе которой установлено, что Степанов В.П. продолжает использовать земельный участок, общей площадью 2156 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N путем установки ограждения, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. По результатам проверки должностным лицом Управления Росреестра по Пермскому краю составлен акт проверки от 10 июня 2019 года N434/11/29-2019, в котором зафиксировано, что предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства от 30 августа 2018 года N 234/4/10-2018 Степановым В.П. в установленный срок не исполнено (л.д.9-10, л.д. 13-14).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 22 июля 2019 года (л.д. 2), предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 30 августа 2018 года N234/4/10-2018 (л.д. 5), определением об изменении срока устранения нарушения земельного законодательства от 27 февраля 2019 года N234/4/10-2018 (л.д.7), распоряжением заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Ч. от 28 мая 2019 года N12-1681-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении физического лица (л.д. 9-10), актом проверки от 10 июня 2019 года N434/11/29-2019 (л.д. 13-14), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Степанова В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Факт неисполнения предписания к определенному в нем сроку установлен в ходе рассмотрения дела. Действия Степанова В.П. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о неисполнимости и незаконности выданного государственным органом предписания, безосновательны.
Предписание вынесено должностным лицом в пределах его компетенции, все выявленные нарушения обоснованы нормами права.
Согласно части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Из представленного в дело предписания следует, что выявив нарушение Степановым В.П. требований статей 25 и 26 Земельного Кодекса РФ, выразившееся в использовании им земельного участка без прав на указанный земельный участок, Степанову В.П. предписано устранить указанное нарушение в срок, с учетом его продления, до 15 мая 2019 года. При этом из содержания предписания следует, что в предписании имеются достаточные сведения для исполнения данного предписания; в нем указано о необходимости совершения Степановым В.П. определенных действий с целью исполнения предписания, определен объект совершения действий, а также изложены требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства - Степанову В.П. предписано освободить или оформить в установленном законом порядке права на расположенный по адресу: "адрес" используемый земельный участок общей площадью 2156 кв. м. (за счет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 180 кв.м; за счет земель, право собственности на которые не разграничено - площадью 1976 кв.м). С учётом изложенного, ссылка заявителя в жалобе о не указании Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю основного земельного участка безосновательна.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не подтверждают того, что Степановым В.П. были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для устранения выявленных нарушений, в том числе для получения разрешительных документов, необходимых для законного использования и эксплуатации земельного участка, либо мер к освобождению земельного участка. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного для устранения выявленных нарушений, исполнить предписание по объективным причинам было невозможно, Степановым В.П. также не представлено и в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о наличии законных оснований для использования Степановым В.П. указанного выше земельного участка, ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в обоснование данного довода, указание на длительность пользования земельным участком и на передачу земельного участка указанной площадью прежним владельцем, со ссылкой на то, что прежний владелец не успел оформить на него соответствующие документы, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Степанова В.П. от административной ответственности.
По существу изложенные в жалобе доводы связаны с желанием заявителя установить его права на земельный участок, между тем правовых оснований для этого в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется, поскольку указанные вопросы разрешаются в ином судебном порядке.
То обстоятельство, что в отношении Степанова В.П. было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, не влечет отмену состоявшихся судебных актов, поскольку как следует из представленного в дело постановления заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от 25.07.2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Степанова В.П. прекращено в связи с тем, что по тем же обстоятельствам он ранее привлекался к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ на основании постановления начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от 22.11.2016 года (л.д. 60-61).
Довод жалобы о том, что ранее постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 01 марта 2018 года Степанов В.П. также был привлечен к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ, не свидетельствует о наличии оснований для прекращения производства по данному делу. Как следует из представленных документов, ранее Степанов В.П. привлекался к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение иного предписания, выданного 05.12.2017 года, что образует самостоятельный состав административного правонарушения, и данное обстоятельство не свидетельствует о повторном привлечении заявителя к административной ответственности по тем же обстоятельствам.
По существу доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, они отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Степанова В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм права не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении Степанова В.П. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О составлении протокола должностным лицом Степанов В.П. уведомлен надлежащим образом, на составление протокола не явился, защитника не направил, протокол правомерно составлен без его участия, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Степанова В.П. мировым судьей вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание Степанову В.П. назначено в соответствии с санкцией части 25 статьи 19.5 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе Степанова В.П. судья районного суда проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела судебными инстанциями Степанов В.П. участвовал в судебных заседаниях, обосновывал свою позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Мотовилихинского судебного района города Перми от 15 августа 2019 года и решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова Виталия Петровича, оставить без изменения, жалобу Степанова Виталия Петровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.