Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Третьяковой Ирины Викторовны - Мартемьянова А.В. на постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми NП39-19/80 от 19 марта 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 июня 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд" Третьяковой Ирины Викторовны, установил:
постановлением административной комиссии Свердловского района г. Перми NП39-19/80 от 19 марта 2019 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд" Третьякова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми N12-446/2019 от 17 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда N7-1784/2019 от 26 августа 2019 года, размер назначенного Третьяковой И.В. штрафа снижен до 9 000 рублей, в остальной части вышеуказанное постановление административной комиссии оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Третьяковой И.В. - Мартемьянов А.В, действующий на основании доверенности, выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Административная комиссия Свердловского района г. Перми, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении жалобы, отзыв на жалобу не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, а также за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержатся в Законе Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае".
Частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (правовые нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Третьяковой И.В. к административной ответственности) была установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории, утвержденных органами местного самоуправления, в части размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению, что влекло наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно пункту 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29 января 2008 года N 4 запрещалось размещать нестационарные торговые объекты, нестационарные объекты по оказанию услуг населению: на земельных участках, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, допускающий размещение таких объектов, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Автотрейд" на основании договора субаренды от 07 июля 2016 года является арендатором части земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес". Вид разрешенного использования земельного участка, согласно выписке из ЕГРН от 05 марта 2019 года, под полосу отвода железной дороги.
Основанием для привлечения генерального директора ООО "Автотрейд" Третьяковой И.В. к административной ответственности на основании части 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" послужили изложенные в постановлении коллегиального органа выводы о нарушении генеральным директором ООО "Автотрейд" пункта 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, выявленном в ходе проверки 13 февраля 2019 года и выразившемся в установке нестационарного торгового объекта (павильона) ОАО "Аванта" по продаже электроники, автодеталей на земельном участке по адресу: "адрес" целевое назначение которого - под полосу отвода железой дороги.
Судьями районного и краевого судов выводы административной комиссии Свердловского района г. Перми поддержаны.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятых по делу актов по следующим основаниям.
Пункт 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, нарушение которого вменялось генеральному директору ООО "Автотрейд" Третьяковой И.В, утратил силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 18 декабря 2018 года N 265, которым утверждены новые Правила благоустройства территории города Перми, изменения вступили в силу 06 сентября 2019 года.
Решением Пермского краевого суда от 19 июня 2019 года по делу N 3а-156/2019 статья 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2019 года N 44-АПА19-42 данное решение оставлено без изменения.
Законом Пермского края от 13 декабря 2019 года N 478-ПК внесены изменения в Закон Пермского края от 06 апреля 2015 года N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", статья 6.7.1 исключена.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П; определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 данного Кодекса, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела, не следует, что постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми NП39-19/80 от 19 марта 2019 года Третьяковой И.В. исполнено.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми NП39-19/80 от 19 марта 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 июня 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении генерального директора ООО "Автотрейд" Третьяковой И.В. подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми NП39-19/80 от 19 марта 2019 года, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 июня 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 26 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7.1 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 года N460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае", в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Автотрейд" Третьяковой Ирины Викторовны, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.