Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Стародумова Д.О. на вступившее в законную силу решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз", установил:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (N5-1301/2019) от 09 октября 2019 года Публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее также ПАО "Сургутнефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (N12-600/2019) от 26 ноября 2019 года, указанное постановление судьи районного суда отменено, производство по делу в отношении ПАО "Сургутнефтегаз" прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судьи районного суда (л.д. 114) - исполняющий обязанности руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Стародумов Д.О. выражает несогласие с решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2019 года, просит о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Копия жалобы в соответствии с частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ была направлена в адрес ПАО "Сургутнефтегаз", от представителя которого в установленный срок поступил письменный отзыв, в котором высказана просьба об оставлении жалобы должностного лица без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, а также отзыва на жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Из материалов дела следует, что начальником отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры 20 сентября 2019 года был составлен протокол N11/08.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, в отношении ПАО "Сургутнефтегаз" (л.д. 1-6).
Из содержания протокола следует, что 26 июня 2019 года в ходе проведения мероприятий по государственному федеральному надзору за состоянием объектов культурного наследия Службой государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры выявлено, что ПАО "Сургутнефтегаз" в ходе проведения работ по лесовосстановлению силами подрядной организаций "данные изъяты" с которой 26 апреля 2019 года заключен договор N465 на выполнение работ по воспроизводству лесов, в период с 05 мая 2019 года по 31 мая 2019 года на территории Ульт-Ягунского участкового лесничества, квартал 96 выдел 35, правобережье Сургутского отрезка русла реки Оби, 0, 6 км к юго-западу от русла реки Тромъеган, левый берег реки Савуйпеу, 0, 6 км к северо-западу от реки Савуйпеу, на территории Сургутского района, допустило повреждение объекта культурного наследия - "Селище Савуй-Пеу VII", который является памятником истории и культуры федерального значения.
В результате проведения экспертизы установлен факт причинения вреда объекту культурного наследия: в виде многочисленных повреждений дерновой/грунтовой поверхности, визуально выраженных элементов рельефа в границах территории объекта культурного наследия на глубину 10-15 см (на склонах до 35 см), общей площадью 207, 4 кв.м (0, 02074 га). Причинами данных повреждений и разрушений послужило техногенное воздействие в результате выполнения лесохозяйственных (лесовосстановительных) работ способом полосной вспашки, нарезки лесопосадочных борозд и полос минерализации, использования механизированных транспортных средств.
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводам о том, что ПАО "Сургутнефтегаз" допустило повреждение объекта культурного наследия, что послужило основанием для вынесения постановления о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2019 года, производство по делу в отношении ПАО "Сургутнефтегаз" было прекращено в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. При этом свои выводы судья суда автономного округа, обосновал тем, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не обладало правом собственности или иным вещным правом на объект археологического наследия и на земельный участок, на котором он расположен и на котором проводились работы по лесовосстановлению, ссылаясь на положения части 11 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Между тем, указанные выводы судьи не соответствуют положениям законодательства, регулирующего указанные правоотношения. При принятии решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения судьей суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не учтено следующее.
Часть 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты археологического наследия относятся к видам объектов культурного наследия.
На основании постановления Губернатора ХМАО-Югры от 04 марта 1997 года N89 "О постановке на государственный учет и охрану как памятник истории и культуры окружного значения вновь выявленных объектов историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа" "Селище Савуй-Пеу VII" принято на государственный учет и охрану как памятник истории и культуры окружного значения и вновь выявленный объект историко-культурного наследия (л.д. 12-15).
Таким образом "Селище Савуй-Пеу VII" отнесено к объектам культурного наследия, уничтожение или повреждение которых влечет административную ответственность.
Административной ответственности за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат юридические лица, виновные в совершении указанных действий, независимо от наличия у них титульных прав на указанные объекты, а также на земельные участки, на которых они расположены.
Положениями статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, регламентирующей требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установлен запрет для проведение на территории памятника или ансамбля земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. При этом особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (часть 5).
Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры N22-нп от 19 октября 2016 года утверждены границы территории объекта культурного наследия "Селище Савуй-Пеу VII" (л.д. 16-25), о чем ПАО "Сургутнефтегаз" было уведомлено посредством направления сообщения N26-исх-1304 от 24 октября 2016 года (л.д. 27-28).
Согласно Проекту лесовосстановления по компенсационным мероприятиям на весну 2019 года, утвержденному ПАО "Сургутнефтегаз" и согласованному с Сургутским территориальным отделом лесничества 20.03.2019 года, в рамках компенсационных мероприятий, проводимых ПАО "Сургутнефтегаз", определено провести посадку сеянцев сосны обыкновенной на территории Сургутского лесничества Ульт-Ягунского участкового лесничества в квартале 96, выделы 28, 33, 34, 35, 44 (л.д. 62-64), то есть, в том числе, на участках в границах расположения объекта археологического наследия "Селище Савуй-Пеу VII".
В целях исполнения обязательств ПАО "Сургутнефтегаз" перед исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры по воспроизводству лесных насаждений, вырубленных ПАО "Сургутнефтегаз" при осуществлении производственной деятельности по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых и строительству линейных сооружений, и в соответствии с требованиями статьи 62 Лесного кодекса РФ между ПАО "Сургутнефтегаз" и "данные изъяты" заключен договор N465 от 26 апреля 2019 года, по условиям которого "данные изъяты" приняло на себя обязательства выполнить работу по воспроизводству лесных насаждений путем лесовосстановления с учетом проекта лесовосстановления, являющегося приложением к договору (л.д. 54-61).
Указанные документы свидетельствуют о том, что ПАО "Сургутнефтегаз" осуществляло деятельность в границах территории объектов культурного наследия и в силу императивных требований закона обязано было соблюдать установленные ограничения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанные обстоятельства судьей суда автономного округа не проверялись.
Изложенные в решении выводы судьи о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ПАО "Сургутнефтегаз", с указанием на то, что в нем отсутствуют ссылки на нормы Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, которое общество нарушило либо для соблюдения которых не приняло всех зависящих от него мер, а также выводы о том, что в протоколе не сформулировано, в чем именно выразилась вина ПАО "Сургутнефтегаз", являются ошибочными.
Часть 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, как уже указывалось выше, устанавливает административную ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, и поскольку сама норма содержит описание правонарушения, влекущего наступление административной ответственности, при описании в протоколе противоправного деяния не должны обязательно указываться конкретные пункты Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, нарушение которых повлекло уничтожение или повреждение указанных объектов. При этом при квалификации действий юридического лица по части 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ ему не вменялось нарушение части 11 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", что следует из протокола об административном правонарушении. Указание данной статьи в постановлении судьи районного суда, само по себе не свидетельствует о том, что действия юридического лица квалифицированы неверно.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ). Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Между тем, в нарушение вышеуказанных процессуальных требований и положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья суда автономного округа не принял мер к полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нельзя признать соответствующим требованиям процессуальных норм и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом того, что срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек, решение судьи суда автономного округа подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив законодательство, регулирующее правоотношения в указанной области, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.