Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2020 года по административному делу N 2а-36/2020 по административному иску Управления муниципального имущества администрации города Муравленко к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, установила:
Управление муниципального имущества администрации г. Муравленко (далее УМИ администрации города Муравленко) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее Управление Росреестра по ЯНАО) о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 25 сентября 2019 г. N КУВД-001/2019-10371161/2.
В обоснование требований указано, что 22 августа 2019 года УМИ администрации города Муравленко обратилось в Управление Росреестра по ЯНАО с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного в "данные изъяты" - трех земельных участков, образованных в результате перераспределения земельных участков кадастровыми номерами "данные изъяты" меду собой, с приложением межевого плана. Проект межевания территории микрорайона Молодежный муниципального образования Муравленко утвержден постановлением администрации от 23 октября 2015 года N 409.
Решением Управления Росреестра по ЯНАО от 25 сентября 2019 года N КУВД-001/2019-10371161/2 осуществление государственного кадастрового учета прав в отношении земельных участков приостановлено, ввиду того, что один земельный участок не является смежным по отношению к двум другим земельным участкам, что противоречит требованиям статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагают оспариваемое решение незаконным, поскольку требования и условия перераспределения земельных участков, установленные статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем соблюдены.
Решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2020 года, административные исковые требования Управления муниципального имущества администрации г. Муравленко удовлетворены. Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 сентября 2019 г. N КУВД-001/2019-10371161/2 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признано незаконным. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Управления муниципального имущества администрации города Муравленко, допущенных решением от 25 сентября 2019 года N КУВД-001/2019-10371161/2.
В кассационной жалобе, поданной 02 июля 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2020 года, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылаются на то, что при перераспределении земель и(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Между тем, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" не является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты".
В возражениях на кассационную жалобу Управление муниципального имущества администрации города Муравленко просит решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, УМИ администрации г.Муравленко
не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Порядок образования земельных участков путем перераспределения регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, в случае перераспределения земель и одного земельного участка может быть образован один земельный участок.
Положения пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
При этом пункт 1 статьи 11.7 и главу V.4 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи, как единый механизм перераспределения земель и (или) земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Согласно пункту 3 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации в случае перераспределения и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же органу государственной власти или органу муниципального самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации города Муравленко N 409 от 23 октября 2015 года утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительные план земельных участков) микрорайона Молодежный муниципального образования город Муравленко.
Распоряжением Администрации города Муравленко от 22 июля 2019 года N 1157 постановлено осуществить перераспределение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" между собой, категория земель - земли населенных пунктов. Образовать три земельных участка.
В результате проведения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков подготовлен межевой план.
После проведенных кадастровых работ по формированию земельных участков УМИ администрации г.Муравлено обратилась в Управление Росреестра по ЯНАО с заявлением о государственном кадастровом учете образованных путем перераспределения земельных участков, представив в орган регистрации прав необходимый пакет документов, в том числе и межевой план.
Уведомлением Росреестра по ЯНАО от 25 сентября 2019 года N КУВД-001/2019-10371161/2 осуществление государственного кадастрового учета образованных земельных участков приостановлено на основании пункта 35 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ), в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Указано, что согласно сведениям, содержащимся в реестре объектов недвижимости, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" не является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты" Такое образование земельных участков не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, созданной при Управлении Росреестра по ЯНАО, от 13 ноября 2019 года N 42 отклонено заявление УМИ администрации г.Муравленко об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, пришел к выводу о том, что образование нового земельного участка производится на основании утвержденной документации по планировке территории, что соответствует требованиям земельного законодательства, а разрешенное использование земельных участков, в том числе вновь образованных, соответствует территориальному зонированию; образование иного земельного участка будет нарушать утвержденную документацию по планировке территории.
Суд апелляционной инстанции, согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Между тем, с такими выводами судов судебная коллегия не может согласиться.
В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости, и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Из межевого плана следует, что земельный участок с кадастровым номером 89:13:010:106:15 не является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами "данные изъяты".
Земельный участок N1 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и земель.
Земельный участок N2 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и земель.
Земельный участок N3 образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земель.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Согласно п. 2 указанной статьи при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
В силу приведенных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Таким образом, исходя из анализа положений статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что перераспределение может осуществляться только в отношении смежных земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет, что судами учтено не было.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации главой V.4 Кодекса устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Вопреки выводам судов, положения статьи 11.7 и главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи, как единый механизм перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, вывод суда об отсутствии препятствий для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка на основании представленного межевого плана, сделан с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Уведомлением Росреестра по ЯНАО от 25 сентября 2019 года N КУВД-001/2019-10371161/2 осуществление государственного кадастрового учета образованных земельных участков приостановлено на основании пункта 35 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановлено правомерно.
Допущенное судами по настоящему делу нарушение норм материального права является существенным, повлекло вынесение неправильного решения, что в силу части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении норм материального права, для исправления которой после отмены судебных актов не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований УМИ администрации г.Муравленко.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2020 года отменить. Принять по административному делу новое решение.
Управлению муниципального имущества администрации города Муравленко к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении требований о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 25 сентября 2019 года N КУВД-001/2019-10371161/2 отказать.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.