Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета Депутатов городского поселения Белоярский на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июня 2020 года по административному делу N 2а-104/2020 по административному иску Позднякова Олега Борисовича к Совету депутатов городского поселения Белоярский о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Совета депутатов городского поселения Белоярский и Администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Богдановского В.С, поддержавшего кассационную жалобу, УСТАНОВИЛА:
Поздняков О.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского поселения Белоярский об оспаривании решения Совета депутатов городского поселения Белоярский о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Белоярский N 47 от 24 декабря 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата.
В обоснование требований указал, что 24 декабря 2019 года Совет депутатов городского поселения Белоярский принял решение N 47 "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва Позднякова Олега Борисовича". Полагает, что Советом депутатов городского поселения Белоярский, при принятии оспариваемого решения, нарушены требования ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как допущенные им нарушения, в результате которых прекращены его полномочия, относятся к несущественным, что следует из письма исх. N 01-Исх-АШ-28731 от 21 ноября 2019 года первого заместителя губернатора ХМАО-Югры.
Решением Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 марта 2020 года, в удовлетворении требований Позднякову О.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июня 2020 года решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 марта 2020 года отменено, по делу принято новое решение. Решение Совета депутатов городского поселения Белоярский от 24 декабря 2019 года N 47 "О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва Позднякова Олега Борисовича" признано незаконным.
В кассационной жалобе, поданной 02 июля 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Совет депутатов городского поселения Белоярский просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июня 2020 года и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, допущенное судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылаются на то, что Поздняков О.Б. не указал в справке о доходах за 2018 год сведения об имеющейся зарплатной банковской карте в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", чем лишил уполномоченный орган возможности в установленном порядке провести проверку данного счета. Не согласны с выводом суда апелляционной инстанции о том, что на данный счет Поздняков О.Б. получал только заработную плату, сведения о которой указал в справке о доходах.
В суде кассационной инстанции представитель Совета депутатов городского поселения Белоярский и Администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Богдановский В.С. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Поздняков О.Б. в суд кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Совета депутатов городского поселения Белоярский и Администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Богдановского В.С, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, включая депутатов, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами (здесь и далее названные Федеральные законы приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.
В силу предписаний части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Поздняков О.Б. являлся депутатом Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва в период с 09 2я018 года по 24 декабря 2019 года и осуществлял свои полномочия на непостоянной основе.
В декабре 2019 года в адрес главы городского поселения Белоярский ФИО2 поступило заявление Губернатора ХМАО-Югры ФИО1 от 18 декабря 2019 года N 08-Исх.-НК-Г-30908, о досрочном прекращении полномочий депутата Позднякова О.Б. или применении к нему иной меры ответственности.
Указанное заявление было рассмотрено на заседании Совета депутатов городского поселения Белоярский 4 созыва 24 декабря 2019 года.
Согласно протоколу N 8 заседания Совета депутатов городского поселения Белоярский 4 созыва от 24 декабря 2019 года, в действиях депутата Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва Позднякова О.Б. установлен факт представления заведомо неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, являющийся основанием для досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции в Российской Федерации" и досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва Позднякова О.Б. в связи с утратой доверия.
Решением Совета депутатов от 24 декабря 2019 года N 47, полномочия депутата Совета депутатов городского поселения Белоярский четвертого созыва Позднякова О.Б. прекращены досрочно в связи с утратой доверия.
Разрешая требования Позднякова О.Б. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что факт предоставления административным истцом неполных сведений о доходах за 2018 год нашел свое подтверждение, пришел к выводу о том, что принимая решение о досрочном прекращении полномочий депутата, Совет депутатов городского поселения Белоярский действовал в рамках своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом.
Судебная коллегия по административным делам суда апелляционной инстанции не согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав, что вывод в оспариваемом решении о предоставлении Поздняковым О.Б. заведомо неполных сведений о доходах за 2018 год не доказан, пришла к выводу о том, что решение от 24 декабря 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата не соответствует пунктам 7.1, 7.3-1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Случаи, когда в отношении выборного должностного лица могут быть применены иные меры ответственности, отличные от досрочного прекращения полномочий, а также перечень этих мер содержатся в части 7.3-1, которой дополнена статья 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
К таким случаям относятся случаи представления выборным должностным лицом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
Из материалов дела следует, что комиссией при проверке справки о доходах выявлено нарушение допущенное Поздняковым О.Б. которое заключается в не указании в справке о доходах за 2018 год сведений о наличии у него карточного счета, открытого работодателем в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" для перечисления заработной платы, при этом размер полученной заработной платы в справке о доходах за 2018 год административным истцом указан.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что не указание в справке сведений об открытии карточного счета не привело к сокрытию дохода от декларирования или предоставлению заведомо неполных сведений о доходах.
Доводы кассационной жалобы о том, что Совет депутатов был лишен возможности в установленном порядке провести проверку счета Позднякова О.Б. в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", не согласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что на данный счет Поздняков О.Б. получал только заработную плату, сведения о которой указал в справке о доходах, несостоятельны.
Из материалов дела следует, что наличие счета в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" установлено и его проверка проведены Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в ходе проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Поздняковым О.Б. В докладе по итогам проверки указано, что счет открытый на имя Позднякова О.Б. в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" является специальным карточным счетом, на который поступали только денежные средства в виде заработной платы, в сумме не превышающей размер заработной платы, указанный Поздняковым О.Б. в справке как доход по основному месту работы. Данные обстоятельства подтверждены и выпиской по счету Позднякова О.Б. в ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" имеющейся в материалах дела и исследованной судами.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы о законности оспариваемого решения сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов городского поселения Белоярский - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.