Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2219/2019 по иску Андреева Андрея Александровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Магнитогорску Челябинской области о взыскании задолженности по заработной плате, по кассационной жалобе Андреева Андрея Александровича на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Магнитогорску Челябинской области - Байкиной М.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Андреев А.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Магнитогорску Челябинской области (далее по тексту - УМВД России по г. Магнитогорску) о взыскании денежного довольствия за сверхурочную работу в количестве 2 100 часа (262, 5 дней) в сумме 388 569, 08 руб.
В обоснование заявленных требований Андреев А.А. сослался на то, что проходил службу в УМВД России по г. Магнитогорску. Приказом N 854 л/с от 01 августа 2019 года уволен по выслуге лет с 01 августа 2019 года. В период службы работал сверх установленного служебного времени. Согласно табелям учета служебного времени за 2015-2018 годы его переработка составила 2 100 часов, то есть 262, 5 дня. Полагает, что в силу статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " за сверхурочную работу ему полагалась компенсация в виде отдыха в соответствующей продолжительности в другие дни, а в случае невозможности предоставления такого отдыха, полагались на выбор дополнительные дни отпуска либо денежная компенсация. Однако за дни переработки, а также за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни денежная компенсация ответчиком ему не выплачена.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года, в удовлетворении заявленных требований Андрееву А.А. отказано.
В кассационной жалобе Андреев А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их необоснованность, вынесение с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель УМВД России по г. Магнитогорску просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся доказательств.
Истец Андреев А.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, Андреев А.А. с 25 мая 1995 года по 01 августа 2019 года проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом УМВД по г. Магнитогорску от 01 августа 2019 года N 854 л/с Андреев А.А. уволен со службы в органах внутренних дел 1 августа 2019 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), ему назначено единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 1 августа 2019 года составила 26 лет 2 месяца 13 дней.
Приказом УМВД по г. Магнитогорску от 02 августа 2019 года N860 л/с Андрееву А.А. выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни за 18 часов в размере 1 710, 42 руб. за 2019 год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о взыскании компенсации за выполнение работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени за 2015-2018 годы и компенсации за задержку выплаты этих сумм, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50, Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел России от 31 января 2013 года N 65, частью 4 статьи 72 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, пришел к выводу об отсутствии со стороны работодателя нарушений прав Андреева А.А, а также о пропуске истцом срока обращения в суда за разрешением возникшего служебного спора.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
В соответствии со статьей статьи 66 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 6, 10 статьи 53 указанного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 691, действовавшего до 03 апреля 2018 года, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели.
В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка от 19 октября 2012 года N961).
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (пункт 18 Порядка).
В соответствии с пунктами 274, 284, 285, 290 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50, действующего с 03 апреля 2018 года, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В силу пункта 293 указанного Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно пунктам 56, 58, 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министра внутренних дел России от 31 января 2013 года N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год. На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.
Принимая во внимание вышеприведенные нормативные требования, разрешая возникший спор, суды исходили из того, что, что для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства, установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации; для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Учитывая, что доказательств обращения истца в установленном законом порядке к ответчику с рапортами о предоставлении дней отдыха либо выплаты денежной компенсации не представлено, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно частям 4, 5 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Судами установлено, что Андреев А.А. должен был знать, с учетом установленного в УМВД России по г. Магнитогорску суммированного учета служебного времени с учетным периодом в один год, о невыплате ему денежной компенсации выполнение работы сверх нормы служебного времени не позднее 31 декабря каждого года, в связи с чем пришел к выводу, что по требованиям о взыскании компенсации за 2015-2018 года истцом пропущен срок обращения, обстоятельств, свидетельствующих о пропуске Андреевым А.А. срока по уважительным причинам, судами не установлено.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, обязанность по выплате денежных сумм, входящих в систему оплаты труда сохраняется в течение всего периода действия трудовых отношений и носит длящийся характер, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены им, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Кроме того каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших Андрееву А.А. своевременно обратиться в суд с иском за разрешением служебного спора за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы и позволяющих восстановить пропущенный срок, не указано.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреева Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.