Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Галимовой Р.М, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-242/2019 по иску Акимовой Ксении Андреевны к акционерному обществу "Курорты Зауралья", Департаменту здравоохранения Курганской области о выплате подъемного пособия, по кассационной жалобе Акимовой Ксении Андреевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акимова (до вступления в брак - Лапухина) К.А. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Курорты Зауралья" (далее по тексту - АО "Курорты Зауралья") о возложении обязанности по выплате подъемного пособия в размере 150 000 руб.
В обоснование заявленных требований Акимова К.А. ссылалась на то, что 04 августа 2015 года между ней и Департаментом здравоохранения Курганской области был заключен договор о целевом обучении, по условиям которого она обязалась пройти интернатуру/ординатуру по специальности "Неврология", реализуемую в ГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту- ГБОУ ВПО "ЮУГМУ" Минздрава России), а также заключить трудовой договор с организацией, указанной в данном договоре и отработать в указанной организации не менее 3 лет. По условиям соглашения от 4 августа 2015 года, заключенного между ней и ОГУП "Курорты Зауралья", истец обязалась пройти интернатуру/ординатуру по специальности "Неврология", заключить с ОГУП "Курорты Зауралья" трудовой договор и отработать в данной организации не менее 3 лет. Во исполнение указанного соглашения она с 11 июля 2016 года была трудоустроена в ОГУП "Курорты Зауралья" на должность врача, затем переведена на должность врача-невролога сразу после окончания образовательной организации высшего образования. Согласно положений подпункта "а" пункта 3 и подпункта "а" пункта 4 соглашения от 4 августа 2015 года, заключенного между ней и ОГУП "Курорты Зауралья", работодатель обязан был предоставить ей меры социальной поддержки, установленные на территории Курганской области для медицинских и фармацевтических работников после окончания государственных образовательных организаций высшего образования. Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 13 Закона Курганской области от 1 марта 2016 года N 8 "О здравоохранении в Курганской области" (далее - Закон Курганской области о здравоохранении) указывала, что имеет право на получение подъемного пособия в размере 150000 руб, в выплате пособия ей было отказано.
Определением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 13 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Курганской области.
Решением Петуховского районного суда Курганской области от 21 октября 2019 года исковые требования Акимовой К.А. удовлетворены. На Департамент здравоохранения Курганской области возложена обязанность выплатить Акимовой К.А. подъемное пособие в размере 150 000 руб. за счет средств бюджета Курганской области. В удовлетворении исковых требований, заявленных к Акционерному обществу "Курорты Зауралья" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 января 2020 года решение Петуховского районного суда Курганской области от 21 октября 2019 года отменено. Акимовой К.А. отказано в удовлетворении исковых требований к АО "Курорты Зауралья", Департаменту здравоохранения Курганской области о возложении обязанности выплатить подъемное пособие в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе Акимова К.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 января 2020 года как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Акимова К.А, представители АО "Курорты Зауралья", Департамента здравоохранения Курганской области, сведения о причинах неявки не представили, ходатайство Акимовой К.А. об участии в деле посредством видеоконференц-связи отклонено в связи с отсутствием технической возможности. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 04 августа 2015 года между Департаментом здравоохранения Курганской области (Департамент) и Лапухиной К.А. (специалист)(добрачная фамилия Акимовой К.А.) заключено соглашение N 19 о целевом обучении (интернатура/ординатура).
Пунктом 1 указанного договора предусмотрено, что специалист обязуется пройти ординатуру по специальности "Неврология", реализуемую в ГБОУ ВПО "ЮУГМУ" Минздрава России, заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте "а" пункта 2 настоящего договора (ОГУП "Курорты Зауралья") и отработать в указанной организации не менее 3 лет, а Департамент обязуется предоставить специалисту меры социальной поддержки и организовать обучение в соответствии с учебным планом.
Пунктом 3 данного договора предусмотрено, что Департамент обязан предоставить специалисту при условии исполнения подпунктов "а, б, г" пункта 5 меры социальной поддержки, установленные на территории Курганской области для медицинских и фармацевтических работников после окончания ими государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
04 августа 2015 года между ОГУП "Курорты Зауралья" (медицинская организация) и Лапухиной К.А. (гражданин) было заключено соглашение, по условиям которого гражданин обязуется пройти интернатуру/ординатуру по специальности "Неврология" в ОГУП "Курорты Зауралья", реализуемую в ГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный медицинский университет", заключить трудовой договор (контракт) с медицинской организацией, отработать в медицинской организации не менее 3 лет, а медицинская организация обязуется трудоустроить гражданина в соответствии с полученной квалификацией и потребностью медицинской организации в специалистах.
Пунктом 3 названного соглашения предусмотрено, что медицинская организация обязана предоставить гражданину меры социальной поддержки, установленные на территории Курганской области для медицинских и фармацевтических работников после окончания ими государственных образовательных организаций высшего образования.
21 июня 2016 года истцу выдан диплом специалиста, согласно которому Лапухина К.А. освоила программу специалитета по специальности 060101 "Лечебное дело", ей присвоена квалификация врач.
С 11 июля 2016 года истец была принята на работу в ОГУП "Курорты Зауралья" филиал санаторий "Лесники", с ней 11 июля 2016 года был заключен трудовой договор, по условиям которого работник принимается на работу в качестве "данные изъяты" 11 разряда, на ставку, трудовой договор заключен на неопределенный срок, дата начала работы - 11 июля 2016 года, 31 июля 2017 года истцу выдан диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура) и сертификат специалиста, согласно которым Лапухина К.А. освоила программу послевузовского профессионального образования (интернатура) ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ей присвоена квалификация врач (провизор) по направлению подготовки (специальности) "Неврология".
С 01 сентября 2017 года Акимова К.А. переведена на должность "данные изъяты", после чего Акимова К.А. обращалась в Правительство Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области за предоставлением ей, как медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде подъемного пособия в размере 150 000 руб, а также в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курганской области по вопросу предоставления ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. по программе "Земский доктор".
Письмом от 16 октября 2017 года Департамент здравоохранения Курганской области сообщил Акимовой К.А. о том, что в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 14 декабря 2016 года N 697-р ОГУП "Курорты Зауралья" 13 марта 2017 года приватизировано путем преобразования в акционерное общество "Курорты Зауралья", в связи с чем меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета при трудоустройстве в акционерное общество "Курорты Зауралья" на медицинских работников не распространяются.
14 декабря 2017 года Департаментом здравоохранения Курганской области дан письменный ответ Акимовой К.А. на ее обращение от 13 ноября 2017 года об отказе в выплате подъемного пособия в размере 150 000 руб. со ссылкой на то, что она заключила договор с акционерным обществом "Курорты Зауралья", между тем, данные меры социальной поддержки предоставляются медицинским работникам государственной системы здравоохранения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Акимовой К.А. о возложении на Департамент здравоохранения Курганской области обязанности выплатить Акимовой К.А. подъемное пособие в размере 150 000 руб. за счет средств бюджета Курганской области, суд первой инстанции исходил из того, что Акимовой К.А. были полностью выполнены взятые на себя обязательства по заключенным с ответчиками договорам от 04 августа 2015 года; единственным основанием к отказу в выплате подъемного пособия Акимовой К.А. Департамент здравоохранения Курганской области указывал реорганизацию юридического лица, в которое на основании соглашений от 04 августа 2015 года была трудоустроена Акимова К.А, с момента ее трудоустройства и до реорганизации учредителем ОГУП "Курорты Зауралья" являлась Курганская область в лице Департамента здравоохранения Курганской области; каких-либо соглашений между сторонами об изменении условий соглашения от 04 августа 2015 года, заключено не было, в том числе в части обязанностей Департамента здравоохранения Курганской области; подъемное пособие является мерой государственной финансовой поддержки, предназначенной для обустройства молодого специалиста в связи с его трудоустройством после окончания им учреждения высшего образования, обязательства по договору от 04 августа 2015 года Департаментом здравоохранения Курганской области должны быть исполнены.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Акимовой К.А, суд апелляционной инстанции указал, что истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что ею соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты подъемного пособия в размере 150 000 руб, отсутствуют сведения о поступлении заявления от истца с необходимым комплектом документов в Департамент здравоохранения Курганской области в установленный срок - не позднее одного года со дня заключения трудового договора, предусмотренный Законом Курганской области от 01 марта 2016 года N 8 "О здравоохранении в Курганской области". Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при принятии решения по делу.
С выводами суда апелляционной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может ввиду следующего.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Закона Курганской области от 29 декабря 2006 года N 220 (указанный закон утратил силу с 20 марта 2016 года) "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников после окончания ими образовательных организаций высшего образования" медицинским, фармацевтическим работникам после окончания ими образовательных организаций высшего образования и обучения по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре и (или) основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам ординатуры (далее - программы интернатуры и (или) ординатуры), заключившим трудовой договор на срок не менее трех лет о работе по специальности в медицинской организации Курганской области или медицинской организации муниципального образования Курганской области, расположенной в городах районного подчинения, поселках городского типа районного подчинения, сельсоветах, выплачивается подъемное пособие в сумме 150 000 руб. за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Курганской области от 29 декабря 2006 года N 220 право на получение подъемного пособия возникает у медицинских, фармацевтических работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, трудоустроившихся по специальности впервые после окончания ими образовательной организации высшего образования и обучения по программам интернатуры и (или) ординатуры, если до заключения трудового договора о работе по специальности в медицинской организации Курганской области или медицинской организации муниципального образования Курганской области, указанной в пункте 1 настоящей статьи (далее - трудовой договор), прошло не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 3-1 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 13 Закона Курганской области от 01 марта 2016 года N 8 "О здравоохранении в Курганской области" предусмотрено, что медицинским, фармацевтическим работникам после окончания ими образовательных организаций высшего образования по специальности "лечебное дело", "педиатрия", "стоматология", "медико-профилактическое дело", "медицинская биофизика", "медицинская биохимия", "медицинская кибернетика" или "фармация" и (или) обучения по основным профессиональным образовательным программам послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре и (или) по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам ординатуры (далее - медицинские, фармацевтические работники), заключившим трудовой договор на срок не менее трех лет о работе по специальности в медицинской организации Курганской области или медицинской организации муниципального образования Курганской области, расположенной в городах районного подчинения, поселках городского типа районного подчинения, сельсоветах, выплачивается подъемное пособие в сумме 150 000 рублей за счет средств областного бюджета.
В силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Между тем в нарушение приведенных норм материального и процессуального права, судом апелляционной инстанции не учтено, что предметом настоящего спора являлся отказ в выплате подъемного пособия, такого основания к отказу в выплате подъемного пособия как пропуск срока обращения с заявлением и приложенными к нему документами, Департамент здравоохранения Курганской области не указывал ни в письме об отказе в выплату пособия от 14 декабря 2017 года, ни в аналогичном письменном отказе от 16 октября 2017 года. Как правильно указал суд первой инстанции в решении, единственным основанием к отказу в выплате спорного подъемного пособия Акимовой К.А. была указана реорганизация работодателя - ОГУП "Курорты Зауралья", которое являлось медицинской организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения Курганской области. Оценив все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы закона, подлежащего применению, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное основание к отказу в выплате пособия незаконно, поскольку свои обязательства по соглашениям от 04 августа 2015 года о трудоустройстве в медицинскую организацию, подведомственную Департаменту здравоохранения Курганской области после окончания обучения Акимова К.А. полностью выполнила, в то время как Департамент здравоохранения Курганской области свои обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по соглашению от 04 августа 2015 года не исполнил, сославшись на реорганизацию ОГУП "Курорты Зауралья", которая произошла после трудоустройства Акимовой К.А.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 января 2020 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, в связи с чем данное судебное постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 16 января 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Петуховского районного суда Курганской области от 21 октября 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.