Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-11910/2019 по иску Григорьевой Любови Фокичны к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании Почетной грамоты основанием для присвоения звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Григорьевой Любови Фокичны на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева Л.Ф. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее тексту - ГУ СЗН Курганской области) о признании Почетной грамоты основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований Григорьева Л.Ф. ссылалась на то, что с 01 октября 1994 года является получателем трудовой пенсии по старости, ее трудовой стаж составляет более 35 лет. В период осуществления трудовой деятельности в качестве приемщицы комплексного приемного пункта с. Б-Камаган Белозерского района Белозерского районного производственного управления была награждена Почетной грамотой Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома. Для присвоения звания "Ветеран труда" обратилась к ответчику, однако 30 июля 2019 года в присвоении данного звания ей было отказано по причине того, что Управление бытового обслуживания населения Курганского облисполкома не является органом исполнительной или законодательной власти Российской Федерации, в связи с чем указанная Почетная грамота не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде.
Григорьева Л.Ф. считает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, поскольку исполнительный комитет Курганского областного Совета народных депутатов состоял из отделов, в его состав входил, в том числе, отдел торговли и бытового обслуживания, Управление бытового обслуживания населения Курганского облисполкома относится к исполнительной власти, так как входило в систему предприятий Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.
С учетом изложенного Григорьева Л.Ф. просила признать Управление бытового обслуживания населения Курганского облисполкома органом исполнительной власти, Почетную грамоту Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома признать основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Решением Курганского городского суда Курганской области от 26 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований Григорьевой Л.Ф. к ГУ СЗН Курганской области о признании Почетной грамоты Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома основанием для присвоения звания "Ветеран труда" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 марта 2020 года решение Курганского городского суда Курганской области от 26 ноября 2019 года оставлено без изменения, дополнена резолютивная часть решения указанием об отказе в удовлетворении исковых требований Григорьевой Л.Ф. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома органом исполнительной власти.
В кассационной жалобе Григорьева Л.Ф. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившим в силу 01 июля 2016 года, внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах". При этом частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действующей с 01 июля 2016 года) определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10, 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 которого звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу подпункта 5 пункта 2 Положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, удостоенным почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области" либо награжденным одной из следующих наград: Почетной грамотой Курганской областной Думы, Почетной грамотой Губернатора Курганской области, Почетной грамотой Администрации Курганской области, Почетной грамотой Администрации (Правительства) Курганской области, Почетной грамотой Правительства Курганской области, Почетной грамотой Курганского областного Комитета КПСС, Почетной грамотой Курганского областного Совета народных депутатов, Почетной грамотой исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области "За благое дело" и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, из которых не менее 20 лет составляет работа (служба) на территории Курганской области.
Таким образом, в соответствии с требованиями Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Курганской области, регулирующем условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение следующих условий: наличие трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, и награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Григорьева Л.Ф. с 01 октября 1994 года является получателем трудовой пенсии по старости, продолжительность ее трудового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составляет 34 года 1 месяц 2 дня.
В период работы в Белозерском районном производственном управлении в качестве приемщицы Камаганского комплексного приемного пункта на основании приказа начальника Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома от 09 марта 1981 года N 99 "О награждении Почетными грамотами и денежными премиями передовиков и руководящих работников предприятий управления бытового обслуживания населения ко Дню работников службы быта" Григорьева Л.Ф. была награждена Почетной грамотой.
22 июля 2019 года Григорьева Л.Ф. обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Распоряжением ГУ СЗН Курганской области от 30 июля 2019 года N 78-р Григорьевой Л.Ф. было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", о чем в ее адрес было направлено уведомление от 06 августа 2019 года N07-5142 со ссылкой на то, что указанная Почетная грамота Управления бытового обслуживания населения Курганского облисполкома не является наградой высших законодательных или исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Курганской области, а также не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем не дает права на присвоение такого звания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Григорьевой Л.Ф, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда". При этом исходил из того, что Управление бытового обслуживания населения Курганского облисполкома не является федеральным органом государственной власти, не относится к министерствам или ведомствам бывшего СССР и РСФСР.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Григорьевой Л.Ф. о непринятии во внимание судом апелляционной инстанции, что она была награждена почетной грамотой как передовик производства, в материалах дела имеется удостоверение "Ударник коммунистического труда", судебная коллегия сделала ошибочный вывод, что Управление бытового обслуживания населения Курганского облисполкома Курганской области не относится к министерствам или ведомствам бывшего СССР и РСФСР, Управление входило в систему предприятий Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, суд сделал ошибочный вывод, что список абонентов Курганской городской сети, телефонов организаций 1987 года доказательством не является, поскольку этот список был утвержден Министерством связи РСФСР, а Управление бытового обслуживания вошло в состав Облисполкома как отдел, суд не учел, что решение о ее награждении судом не рассматривалось, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции правильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие как основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", так и определяющие статус органа, наградившего истца почетной грамотой. Судами рассмотрены все заявленные требования с учетом оснований иска. Данные доводы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, в апелляционном определении приведены подробные мотивы, по которым данные доводы отклонены.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 12 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьевой Любови Фокичны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.