Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тульской И.А, судей Протозановой С.А, Бабкиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-353/2019 по иску Катав-Ивановского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань, администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о возложении обязанностей обеспечить охрану, оборудовании систем контроля и управления доступом
по кассационной жалобе муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Протозановой С.А, возражения на кассационную жалобу прокурора Павловой О.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Катав-Ивановский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань (далее по тексту - МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань), администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности обеспечить в срок до 01 сентября 2019 года охрану МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; предусмотреть в нем на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112", оборудовать здание указанного детского сада системой контроля и управления доступом; обеспечить срок хранения данных с камер видеонаблюдения указанного учреждения в течение одного месяца.
В обоснование иска указано, что в МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань не в полной мере исполняются требования законодательства о противодействии терроризму, а именно: не принимается достаточных мер, направленных на обеспечение безопасных условий пребывания в образовательной организации; охрана по документам осуществляется тремя охранниками, но фактически охрана отсутствует. Имеющееся в детском саду видеонаблюдение не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, срок хранения данных составляет только 14 дней. Кроме того, в образовательном учреждении отсутствует система контроля и управления доступом. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения. С целью обеспечения безопасности и защиты от несанкционированного вторжения в здание детского сада должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и угроз совершения террористических актов в МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань.
Решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 26 августа 2019 года исковые требования Катав-Ивановского городского прокурора удовлетворены: на администрацию Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, МДОУ детский сад N 16 "Золотая рыбка" г. Юрюзань в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, на первом этаже здания МДОУ детский сад N6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань предусмотреть помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112", оборудовать здание МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань системой контроля и управления доступом, обеспечить срок хранения данных с камер видеонаблюдения МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань в течение одного месяца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области отменено, принято в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований, в остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзани просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что данное учреждение является казанным учреждением, собственных денежных средств не имеет, финансируется из бюджета Катав-Ивановского муниципального района на основании бюджетной сметы. Собственником имущества является Катав-Ивановский муниципальный район, субсидиарную ответственность в случае недостаточности денежных средств у МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзани несет администрация Катав-Ивановского муниципального района. Кроме того, в настоящее время изменились требования к антитеррористической защищенности в связи с изменением законодательства, поэтому судебный акт не может быть исполнен.
Судебная коллегия установила, что представители ответчиков надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами, МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г.Юрюзань является дошкольной образовательной организацией, в целях осуществления образовательной деятельности эксплуатирует здание по адресу: Челябинская область, Катав-Ивановский муниципальный район, г. Юрюзань, ул. Советская, д. 51.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань отсутствует охрана в ночное время, охрана в дневное время осуществляется сотрудниками образовательного учреждения, которые специальными навыками не обладают, специальную подготовку не проходили; спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств отсутствуют; отсутствует система контроля управления доступом, что является нарушением норм действующего законодательства, и может создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих указанное детское учреждение, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь подп. "а", "б" п. 4 ч. 1 ст. 3, п.п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 15 ч. 3, п. 5 ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации", п.п.1-3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", исходил из того, что учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, и пришел к выводу о том, что в целях исполнения законодательства о противодействии терроризму в учреждении должно быть обеспечено нахождение охранников.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Катав-Ивановского городского прокурора к администрации Катав-Ивановского муниципального района, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда указала, что МОУ "СОШ N 2 г. Юрюзань" является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества; администрация Катав-Ивановского муниципального района осуществляет лишь финансирование оказываемых школой муниципальных услуг в сфере образования.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в остальной части, суд апелляционной инстанции согласился с его выводами.
При этом, признавая неправомерным довод ответчика МДОУ детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань о том, что категория опасности объекта изменилась со второй на третью, суд апелляционной инстанции указал, что паспорт безопасности с присвоением объекту третьей категории опасности на момент рассмотрения дела не согласован компетентными органами.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит изложенные выводы судов, вопреки суждениям заявителя, основанными на верном применении норм материального и процессуального права.
Указание в кассационной жалобе на то, что собственных денежных средств у учреждения не имеется, не влечет отмену или изменение принятых по делу судебных постановлений, учитывая, что отсутствие денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о противодействии терроризму не освобождает от исполнения соответствующей обязанности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Доводы подателя жалобы о том, что требования к антитеррористической защищенности данного учреждения изменились в связи с изменением действующего законодательства, направлены на иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов и опровергающих их выводы.
Между тем в силу ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Таким образом, полномочием по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств суд кассационной инстанции не обладает.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, либо защита охраняемых законом публичных интересов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 26 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 6 "Золотая рыбка" г. Юрюзань - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.