Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 3119/2019 по иску Пустоваловой Людмилы Николаевны к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю об отмене приказа, возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии период обучения, по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю и третьего лица ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю Троицкую О.К, установила:
Пустовалова Л.Н. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУ ФСИН России по Пермскому краю) об отмене приказа от 28 мая 2018 года N 94лс "О внесении изменений в приказ ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю от 06 апреля 2018 года N 59-лс "Об увольнении Пустоваловой Л.Н.", возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии время обучения в Профессиональном лицее N 15 г.Перми с 30 июня 1991 года по 30 июня 1995 года.
В обоснование иска указано, что проходила службу в уголовно-исполнительной системе, 09 апреля 2018 года была уволена из органов уголовно-исполнительной системы по пункту "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Приказом ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю от 06 апреля 2018 года N 59лс установлена выслуга лет по состоянию на 09 апреля 2018 года в календарном исчислении 22 года 04 месяца, в льготном исчислении 31 год 04 месяца 14 дней. 22 мая 2018 года отделением пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Пермскому краю в ФКУ СИЗО-5 возвращены без исполнения документы для назначения пенсии в связи с отсутствием оснований для зачета в выслугу лет периода обучения в образовательной организации начального профессионального образования, в связи с чем 28 мая 2018 года издан приказ N 94лс, в котором внесены изменения в предыдущий приказ от 06 апреля 2018 года N 59лс в части установления выслуги лет. Полагает, что в выслугу лет для назначения пенсии незаконно не включен период ее обучения в Профессиональном лицее N 15 г. Перми с 01 сентября 1991 года по 30 июня 1995 года.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 26 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований Пустоваловой Л.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 января 2020 года решение Ленинского районного суда города Перми от 26 сентября 2019 года отменено, принято по делу новое решение, которым на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность включить в выслугу лет Пустоваловой Л.Н. период обучения в Профессиональном лицее N 15 г. Перми с 01 сентября 1991 года по 30 июня 1995 года. В остальной части исковые требования Пустоваловой Л.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ ФСИН России по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 января 2020 года как незаконного, принятого с нарушениями норм материального права.
Истец Пустовалова Л.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, доказательств уважительности причин неявки не представила, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее истца Пустоваловой Л.Н. судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Пустовалова Л.Н. с 23 октября 1995 года проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы в различных должностях.
Приказом ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю от 06 апреля 2018 года N 59лс "Об увольнении Пустоваловой Л.Н." старший прапорщик внутренней службы младший инспектор 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России Пустовалова Л.Н. уволена по пункту "в" части 1 статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 на основании рапорта Пустоваловой Л.Н.
Выслуга лет Пустоваловой Л.Н. по состоянию на 09 апреля 2018 года составила в календарном исчислении 22 года 04 месяца; в льготном исчислении 31 год 04 месяца 14 дней.
Отделением пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Пермскому краю возвращены без исполнения материалы для назначения пенсии Пустоваловой Л.Н. в связи с неправомерным зачетом в выслугу лет времени обучения Пустоваловой Л.Н. в Профессиональном лицее N 15 г. Перми - образовательном учреждении начального профессионального образования, и необходимостью привести выслугу лет для назначения пенсии в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю от 28 мая 2018 года N 94лс "О внесении изменений в приказ ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю от 06 апреля 2018 года N 59-лс "Об увольнении Пустоваловой Л.Н." внесены изменения в части установления выслуги лет. Выслуга лет по состоянию на 09 апреля 2018 года составила в календарном исчислении 20 лет 05 месяцев 04 дня; в льготном исчислении -29 лет 05 месяцев 18 дней.
В соответствии с дипломом Профессионального лицея N 15 г. Перми от 07 июня 1995 года, справки КГАПОУ "Краевой колледж предпринимательства" от 31 мая 2018 года Капицкая Л.Н. (в настоящее время после заключения брака - Пустовалова) 01 сентября 1991 года поступила в профессиональный лицей N 15 г. Перми и обучалась по специальности "техник-технолог", срок окончания обучения - 30 июня 1995 года, окончила полный курс лицея с получением среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования по специальности "Технология машиностроения" и начального профессионального образования по профессиям "Станочник, контролер (металлообработка)", присвоена квалификация: техник-технолог по обработке материалов на станках и автолиниях, контролер слесарных, станочных работ - 3 разряд, станочник широкого профиля - 2 разряд.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит условия о включении в выслугу лет для назначения сотрудникам ФСИН пенсии, времени обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования, к которым относился Профессиональный лицей N 15, где проходила обучение истец.
Суд апелляционной инстанции не согласился с изложенными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции сослался на Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", абзац 2 и 4 пункта 2 постановления Совета-Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", и исходил из того, что наименование учебного заведения как профессиональный лицей, которое впоследствии было переименовано в колледж, в данном случае для решения вопроса о включении периода обучения истца в выслугу лет определяющего значения не имеет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что Пустовалова Л.Н. освоила программу среднего профессионального образования и получила среднее профессиональное образование, что является условием для включения периода обучения истца в Профессиональном лицее N 15 г. Перми в стаж для исчисления выслуги лет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку оснований для исключения из выслуги лет истца периода ее обучения в Профессиональном лицее N 15 г. Перми у ответчика не имелось, следовательно, на ГУФСИН России по Пермскому краю следует возложить обязанность включить в выслугу лет Пустоваловой Л.Н. период обучения в Профессиональном лицее N 15 г. Перми с 01 сентября 1991 года по 30 июня 1995 года.
Судом апелляционной инстанции учтено, что изменения в приказ от 06 апреля 2018 года N 59лс в части исчисления выслуги лет Пустоваловой Л.Н. были внесены приказом ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю N 94лс от 28 мая 2018 года после ее увольнения и именно во исполнение требований, представленных ГУФСИН России по Пермскому краю в письме от 22 мая 2018 года, сама по себе отмена данного приказа не влияет на правоотношения сторон, не повлечет их изменение и восстановление прав истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регламентировано Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Главным условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах уголовно-исполнительной системы).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установилправило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 закона N 4468-1 может засчитываться время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 названного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет определен постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", абзацем 2 пункта 2 которого установлено в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Порядка исчисления выслуги лет в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.
Правительство Российской Федерации из представленных ему полномочий, установило перечень образовательных учреждений, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанных лиц. В данный перечень образовательных учреждений, как указано выше, входят гражданские высшие образовательные учреждения либо средние специальные образовательные учреждения. Учреждения начального профессионального образования в указанном перечне не поименованы.
В силу определения, данного в пункте 3, 4 части 2 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", профессиональной образовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения; образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Судом установлено, что в период обучения истца Профессиональный лицей N 15 г. Перми, в котором проходила обучение истец, относился к образовательным учреждениям начального профессионального образования.
В соответствии с действовавшим на момент обучения истца Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 650 от 05 июня 1994 года, к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы и другие образовательные учреждения данного уровня (пункт 3).
Согласно пункту 3 Типового положения профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования являлся опорным центром развития начального профессионального образования.
Также в период обучения истца действовало Временное положение о высшем профессиональном училище (типовое) на 1990 - 1995 годы, утвержденное приказом Гособразования СССР от 29 апреля 1990 года N 293 "О порядке создания высших профессиональных училищ", в соответствии с пунктом 1 которого высшее профессиональное училище (ВПУ) является учебным заведением в системе непрерывного образования, обеспечивающим повышенный уровень подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена.
ВПУ, создаваемые на базе передовых профессионально-технических училищ, получают, как правило, наименование лицея соответствующего профессионального профиля.
ВПУ, создаваемые на базе передовых средних специальных учебных заведений, именуются, как правило, колледжами соответствующего профиля (пункт 2 Временного положения).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "Об образовании" начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Суд первой инстанции, исходя из системного толкования норм действующего законодательства об образовании, пришел к выводу, что действовавший в спорный период закон предусматривал возможность получения среднего профессионального образования только в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, как указано выше, входят гражданские высшие образовательные учреждения либо средние специальные образовательные учреждения. Учреждения начального профессионального образования в указанном перечне не поименованы.
В силу вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период обучения истца в Профессиональном лицее N 15 г. Перми не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку Профессиональный лицей N 15 г. Перми не относится к образовательным учреждениям среднего профессионального образования, учеба в которых предоставляет сотрудникам уголовно-исполнительной системы право на включение таких периодов учебы в выслугу лет для назначения пенсии.
Достаточных правовых оснований не согласиться с приведенным судом первой инстанции толкованием положений закона и приведенными выводами суда первой инстанции не усматривается.
В обоснование отмены состоявшегося по делу судебного постановления суд апелляционной инстанции исходил из ошибочности толкования и применения нижестоящим судом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, однако данный вывод сделан без ссылки на конкретные положения подлежащего применению закона, подтверждающие изложенную судом апелляционной инстанции правовую позицию.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 января 2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене. Ранее состоявшееся по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе, как вынесенное с правильным толкованием и применением норм материального права и правильно установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 января 2020 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда города Перми от 26 сентября 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.