Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2992/2019 по иску Вершинина Александра Ивановича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Вершинина Александра Ивановича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Вершинина А.И, поддержавшего кассационную жалобу, представителя ответчика Пономареву Е.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вершинин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Миассе Челябинской области) о признании незаконным и отмене решения N 709860 от 02 сентября 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, но не ранее чем со дня обращения - с 20 августа 2019 года с одновременным получением пенсии за выслугу лет по линии МВД России.
В обоснование заявленных требований Вершинин А.И. сослался на то, что с 20 октября 2012 года являлся получателем страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), как ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 01 июля 2015 года на основании его заявления ему была установлена государственная пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ. С 01 августа 2019 года он является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, выплата государственной пенсии ему была прекращена. 20 сентября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости. Решением УПФ в г. Миассе Челябинской области от 02 сентября 2019 года N 709860/19 в установлении такой пенсии ему было отказано по тем основаниям, что он не достиг 64-летнего возраста. С данным решением он не согласен, так как считает, что у него имеются предусмотренные законом основания для досрочного назначения ему пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2020 года, в удовлетворении заявленных требований Вершинину А.И. отказано.
В кассационной жалобе Вершинин А.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их принятие с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель УПФ в г. Миассе просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Вершинин А.И, 22 октября 1962 года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет с 01 августа 2019 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Вершинин А.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
20 августа 2019 истец обратился в УПФ в г. Миассе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с уменьшением пенсионного возраста, полагая, что имеет необходимый страховой стаж, установленный индивидуальный пенсионный коэффициент.
Решением ответчика N 709860/19 от 02 сентября 2019 года ему было отказано в установлении пенсии в связи с не достижением истцом общеустановленного возраста 64 года для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях". Страховой стаж истца определен в 18 лет 08 месяцев 27 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 81, 054.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 30 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", предусматривающих одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, пришел к выводу о том, что Вершинин А.И, достигший возраста 57 лет, не имеет права на получение одновременно двух пенсий - по выслуге лет и страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного указанной статьей Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, перечисленные в статьях 30 и 32 этого же Закона, к числу которых не относятся лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, как не предусматривает возможность снижения им возраста.
В соответствии со статьей 28.1 Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 годе N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарное службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств\психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительно! системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Проанализировав вышеприведенные нормы, суды пришли к обоснованному выводу, что истец, как получатель пенсии по выслуге лет по нормам Законом Российской Федерации "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 годе N 4468-1, вправе претендовать на получение второй пенсии - страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть при наличии необходимых страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и возраста, в настоящем случае, при достижении возраста 64 лет.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, при получении им пенсии за выслугу лет по линии МВД России он вправе претендовать на назначение ему страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, на 10 лет в соответствии со статьей 28.1 Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 5 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 указанного Закона Российской Федерации гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия, предусмотренная Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" являются различными видами пенсий.
Нормами Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ не предусмотрена страховая пенсия лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Законом Российской Федерации "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 годе N 4468-1 предусмотрена возможность на одновременное получение только страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что условий для назначения истцу страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вершинина Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.