Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-5405/2019 по иску Неськина Владимира Александровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу о взыскании дополнительной оплаты труда, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Неськин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Екатеринбургу о взыскании дополнительной оплаты за осуществление службы в должности полицейского поста внутренней охраны изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых во вредных условиях.
В обоснование заявленных требований указал, что при прохождении службы в период с 01 ноября 2015 года по 17 декабря 2018 года находился в непосредственном контакте с задержанными, больными туберкулезом. В указанный период ему не производилась дополнительная оплата за работу во вредных условиях, полагающаяся согласно Приказу Минздрава России N 225, Министра обороны России N 194, МВД России N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС России N 292 от 30 мая 2003 года "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда".
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 октября 2019 года исковые требования Неськина В.А. удовлетворены, с Управления Министерства внутренних дел России по г. Екатеринбургу в пользу Неськина В.А. взыскана дополнительная оплата за службу во вредных условиях в размере 77 800 руб, компенсация за задержку выплат в размере 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2020 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 октября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Неськин В.А, представитель Управления Министерства внутренних дел России по г. Екатеринбургу в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами были допущены неправильное применение норм материального права, в связи с чем имеются основания для отмены в кассационном порядке состоявшихся судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Неськин В.А. на основании служебного контракта от 01 ноября 2015 года проходил службу в органах внутренних дел в должности полицейского поста внутренней охраны изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Екатеринбургу.
Из должностной инструкции полицейского поста внутренней службы ИВС УМВД России по г. Екатеринбургу установлено, что в должностные обязанности Неськина В.А. входило в том числе при заступлении на пост проверить совместно с дежурным группы режима по ИВС, начальником ИВС состояние, исправность оборудования камер, нар, кроватей, окон, решеток, полов, потолков, стен, отопительных систем, сигнализации и освещения; принять подозреваемых и обвиняемых по счету, знать в лицо тех, за кем требуется усиленное наблюдение; осуществлять постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах; проводить обыск подозреваемых и обвиняемых, их вещей, камер при приеме и сдаче дежурства.
Приказом N 2469лс от 07 декабря 2018 года истец уволен из органов внутренних дел с 17 декабря 2018 года по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Неськин В.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Перечнем должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы Минюста России, утвержденным Приказом Минздрава Российской Федерации N 225, Министра обороны Российской Федерации N 194, МВД РФ N 363, Минюста Российской Федерации N 126, Минобразования Российской Федерации N 2330, Минсельхоза Российской Федерации N 777, ФПС Российской Федерации N292 от 30.05.2003 г, исходил из того, что в изоляторе временного содержания УМВД России по г.Екатеринбургу, где проходил службу Неськин В.А, содержались, в том числе лица, являющиеся носителями инфекционного заболевания "Туберкулез легких", в связи с чем на рабочем месте истца имелась опасность инфицирования микробактериями туберкулеза, с учетом изложенного пришел к выводу о том, что Неськин В.А. имеет право на получение дополнительной оплаты за службу во вредных условиях за период с 01 ноября 2015 года по 17 декабря 2018 года в размере 77 800 руб, которая подлежит выплате с учетом денежной компенсации за нарушение сроков выплаты в размере 5 000 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 25 декабря 2001 года N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ, ФПС РФ N 225/194/363/126/2330/777/292 от 30 мая 2003 года утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.
Пунктом 4.2 Перечня в разделе "Наименования учреждений (структурных подразделений)" предусмотрены изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых; и другие подразделения - имеющие в своем составе специальные помещения (камеры, изоляторы, палаты) для больных туберкулезом; в разделе "Наименование должности (профессий)" предусмотрены сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом.
Согласно примечанию к пункту 4 Перечня, дополнительная оплата труда личному составу по пунктам 4.2, 4.3, 4.4 настоящего раздела определяется ежемесячно приказом руководителя (начальника, командира) учреждения (подразделения) за фактическое время (дни, смены) работы сотрудника (работника, военнослужащего, лица из числа гражданского персонала) в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей по согласованию с вышестоящим медицинским учреждением (подразделением) и центром Госсанэпиднадзора.
На основании п. п. 1, 3 примечания к Перечню дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, 30-часовая рабочая неделя и дополнительная оплата труда в размере не менее чем 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) предоставляются сотрудникам и работникам, предусмотренным данным Перечнем, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Согласно вышеуказанным нормам права, право сотрудников органа внутренних дел, указанных в Перечне, на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительную оплату труда, возникает при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России и при наличии в составе учреждения (структурного подразделения) специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом.
С учетом изложенного, компенсации и гарантии, устанавливаемые вышеприведенными нормами права, носят специальный характер и предоставляются исключительно за работу во вредных и опасных условиях труда, при этом квалифицирующим признаком работы, отвечающей установленным требованиям, является непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, сопряженное с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза.
При разрешении требований Неськина В.А. подлежали установлению обстоятельства наличия в составе ИВС, где проходил службу истец специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом, наличие вредных условий на рабочем месте истца, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда, непосредственное осуществление истцом функций по охране, содержанию и конвоированию больных туберкулезом, фактически отработанное истцом время во вредных условиях труда, издание ответчиком приказов об определении дополнительной оплаты с указанием фактического времени работы сотрудника в условиях контактирования с больными туберкулезом.
Между тем, как установлено судами перечень сотрудников, имеющих право на дополнительную оплату в связи с вредными условиями службы не утверждался, учет фактического времени службы истца в условиях контактирования с больным туберкулезом в активной форме при исполнении служебных обязанностей не велся, приказы о доплатах сотрудникам изолятора временного содержания в спорные периоды не издавались.
Разрешая спор, судами не установлено имелись ли в подразделении где проходил службу истец специальные помещения для больных туберкулезом, осуществлялись ли непосредственно истцом в спорный период времени функции по охране, содержанию и конвоированию больных туберкулезом, фактически отработанное им время во вредных условиях труда, с учетом которого определяется размер дополнительной оплаты.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды при рассмотрении настоящего дела не определили всю совокупность обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения спора, не установили эти обстоятельства, не дали оценку доказательствам, подтверждающим данные обстоятельства. Следовательно, выводы судов о наличии у истца права на получение дополнительной оплаты нельзя признать правомерными.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 января 2020 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.