Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при помощнике Сонькиной М.В, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-344/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Косенковой Светланы Викторовны на решение Костромского областного суда от 24 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу N10 Большакова Ростислава Борисовича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N4 об отмене постановления от 12 августа 2020 года N139 "О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Гутермана Максима Аркадьевича, выдвинутого избирательным объединением "Костромское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, объяснения представителей административного истца Косенковой С.В. и Чикина В.В, представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N4 и избирательной комиссии Костромской области Ахмерову Э.Н, представителя заинтересованного лица Глушенкова А.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года N1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года N 1280 полномочия окружных избирательных комиссий N 6, N 8, N 9, N 10, N 11 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 (далее - окружная избирательная комиссия).
Постановлением окружной избирательной комиссии от 12 августа 2020 года N 139 Гутерман М.А, выдвинутый избирательным объединением "Костромское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10.
Зарегистрированный постановлением этой же окружной избирательной комиссии 9 августа 2020 года N 126 по тому же одномандатному избирательному округу Большаков Р.Б, выдвинутый избирательным объединением "Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России" обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Гутермана М.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решение политической партии о выдвижении кандидата оформлено с нарушением требований Избирательного кодекса Костромской области. Кандидатом Гутерманом М.А. на регистрацию в окружную избирательную комиссию представлено решение конференции Костромского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении списка кандидатов, не отвечающее требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, поскольку в нем отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Кроме того, Гутерман М.А. при выдвижении представил в окружную избирательную комиссию сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах неимущественного характера за пределами территории Российской Федерации, с нарушением требований к заполнению соответствующей формы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N546. При заполнении указанной справки, после проставления в графе раздела 2 "Сведения об имуществе" слова "отсутствует", Гутерман М.А. заполнил графу этого раздела "Сумма сделки" и указал "0.00 руб.", однако, заполняться данная графа не должна.
По мнению административного истца, несоответствие требованиям законодательства решения о выдвижении кандидата избирательным объединением, а также нарушение требований к заполнению соответствующей формы сведений о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, свидетельствует о наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Решением Костромского областного суда от 24 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления об отмене постановления окружной избирательной комиссии о регистрации Гутермана М.А. кандидатом в депутаты от 12 августа 2020 года N 139 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции представитель административного истца Косенкова С.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований об отмене постановления окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Гутермана М.А. В обосновании доводов апелляционной жалобы указано, что Гутерман М.А. зарегистрирован окружной избирательной комиссией при наличии предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отказа в регистрации кандидата.
Прокуратурой Костромской области представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых выражено мнение об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Большакова Р.Б. - без удовлетворения.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу представителя окружной избирательной комиссии и представителя кандидата Гутермана М.А. содержится мнение об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец Большаков Р.Б, заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ определено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные нормы содержатся в части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области, принятого Законом Костромской области от 19 октября 2018 года N 451-6-ЗКО.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Судом установлено, что 01 августа 2020 года окружная избирательная комиссия приняла от Гутермана М.А. для уведомления о его выдвижении избирательным объединением Костромским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 заявление о согласии баллотироваться кандидатом, и документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения.
03 августа 2020 года Гутерманом М.А. в окружную избирательную комиссию представлено заявление о регистрации кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 и документы, представленные для регистрации кандидата, в том числе решение политической партии - конференции Костромского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении кандидата.
Проверяя довод административного истца о том, что решение о выдвижении кандидата Гутермана М.А. не соответствует требованиям Избирательного кодекса Костромской области, поскольку не содержит решения о назначении уполномоченных представителях избирательного объединения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение конференции Костромского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о его выдвижении кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 принято в полном соответствии с требованиями закона.
Как следует из положений пункта 6 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также решение политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата.
Согласно части 1 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 8, 10-12 статьи 71 настоящего Кодекса, и иных документов, представленных в соответствии со статьями 71, 73 настоящего Кодекса в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-6 статьи 76 настоящего Кодекса или части 3 статьи 75 настоящего Кодекса, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 75 настоящего Кодекса, - на основании представленного уведомления гражданина о выдвижении кандидатом.
В материалы административного дела представлены решение и протокол конференции Костромского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" от 27 июля 2020 года, на которой, в том числе, решался вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам (вопрос N 3) и о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения (вопрос N 5). Гутерман М.А. значится в списке кандидатов по одномандатному избирательному округу N 10.
На основе анализа указанных норм федерального и регионального законодательства, с учетом обстоятельств административного дела, суд пришел к обоснованному выводу, что кандидатом Гутерманом М.А. вместе с заявлением о регистрации представлено в окружную избирательную комиссию решение конференции Костромского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" о его выдвижении кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 в полном соответствии с требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам административного истца о том, что кандидатом Гутерманом М.А. на регистрацию в окружную избирательную комиссию представлено решение о выдвижении кандидата, не отвечающее требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, поскольку в нем отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них.
Согласно пунктом 4 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области одновременно со списками кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, списками кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 8 статьи 71 настоящего Кодекса, в организующую выборы избирательную комиссию представляются документы, в том числе, решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них), перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, и письменное согласие каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность.
С учетом анализа положений статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, суд пришел к обоснованному выводу, что указанная норма регламентирует порядок выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями, и не возлагает на кандидата обязанность представить для регистрации решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, поскольку такое решение представляется политической партией в избирательную комиссию при выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Таким образом, при наличии указанных обстоятельств, у окружной избирательной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для отказа в регистрации кандидата Гутермана М.А.
Также суд первой инстанции признал несостоятельным довод административного истца о нарушении кандидатом Гутерманом М.А. требований к заполнению формы справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 указанного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Форма справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N546.
Пунктом 3 Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Согласно сноске 6 к форме справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" проставляется слово "отсутствует" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Судом установлено, что 03 августа 2020 года Гутерманом М.А. в избирательную комиссию представлены справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
При этом в справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в разделе 2 "Сведения об имуществе" Гутерманом М.А. проставлено слово "отсутствует", однако в графе "Сумма сделки", в строке "ИТОГО" указан текст "0.00 руб.".
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы административного истца о нарушении кандидатом Гутерманом М.А. требований к заполнению соответствующей формы сведений о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, поскольку отражение в разделе 2 "Сведения об имуществе" информации об отсутствии имущества с одновременным указанием суммы сделки в строке "ИТОГО" в размере "0, 00 руб." не повлекло искажение, неполноту, неопределенность представленных сведений о недвижимом имуществе или имущественных обязательствах Гутермана М.А. и членов его семьи, имеющихся за пределами территории Российской Федерации, не повлияло на их достоверность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указание кандидатом сведений об отсутствии имущества с одновременным указанием суммы сделки в строке "ИТОГО" текста "0, 00 руб.", не является нарушением формы, не искажает смыслового содержания сведений и не является основанием к отказу в регистрации кандидата.
С учетом анализа требований установленных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 к форме справок и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что названные выше справки, содержат требуемые по закону сведения в отношении кандидата в депутаты и членов его семьи, в том числе в объеме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.
Довод апелляционной жалобы о нарушении Гутерманом М.А. требований к оформлению справки об имуществе кандидата, что повлекло неопределенность сведений об имуществе несостоятелен.
Таким образом, у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации, предусмотренные подпунктами "в.1", пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены постановления окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Гутермана М.А.
Выводы суда о законности оспариваемого постановления окружной избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Гутермана М.А, предусмотренных подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении.
Таким образом, решение Костромского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского областного суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Косенковой Светланы Викторовны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.