Кассационный военный суд в составе председательствующего Яковлева И.А., судей Прыткова Р.В. и Каманина И.В., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-274/2019 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Яшкова Виталия Леонидовича на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 26 февраля 2020 года по административному иску "звание" Нарматова Виктора Николаевича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Управление НИС), связанных с не начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Каманина И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Грозненского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 26 февраля 2020 года, административный иск Нарматова удовлетворен частично. На Управление НИС возложена обязанность произвести расчёт не начисленных доходов от инвестирования накоплений который мог бы быть получен при своевременном включении его в реестр участников НИС военнослужащих, а на Минобороны России - перечислить инвестиционный доход на именной накопительный счет административного истца. С Минобороны России в пользу Нарматова взысканы судебные расходы в размере 2 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных Нарматовым административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 3 июня 2020 года, представитель Минобороны России Яшков В.Л. просит решение Грозненского гарнизонного военного суда и апелляционное определение Южного окружного военного суда отменить ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе Нарматову в удовлетворении его требований.
В обоснование этого автор жалобы утверждает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счет участника накопительно-ипотечной системы, который был включен в реестр несвоевременно, поэтому оснований для возложения на Минобороны России обязанности по перечислению на именной накопительный счет Нарматова доходов от инвестирования не имелось.
Кроме того Яшков, полагает, что сумма расходов на услуги представителя взыскана незаконно.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами обеих инстанций установлено, что Нарматов, поступивший на военную службу до 1 января 2005 года, заключивший второй контракт о ее прохождении после 1 января 2005 года, а также обратившийся в письменной форме 7 марта 2010 года о включении его в реестр участников НИС, с указанной даты приобрел основание для включение в названный реестр, куда включен только 29 августа 2013 года ввиду нераспорядительности воинских должностных лиц Минобороны России.
29 июля 2014 года Нарматов получил целевой жилищный займ без учета дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в период с 7 марта 2010 года по 29 августа 2013 года.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, гарнизонный и окружной военные суды на основе анализа положений ст. 9 и 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также иных, упомянутых в судебных актах положений федерального законодательства, пришли к выводу о незаконности оспоренных действий, исходя из того, что административный истец в силу п. 4 ч. 1 ст. 9 вышеупомянутого федерального закона относится к категории военнослужащих, которые могут стать участниками, изъявив такое желание.
Оценивая обоснованность оспоренных судебных актов, кассационный военный суд полагает, что фактические обстоятельства по делу установлены правильно на основании исследованных доказательств, которые оценены судами в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 84 КАС РФ.
Нормы материального права, перечисленные судами первой и апелляционной инстанции в принятых по делу судебном решении и апелляционном определении, применены и истолкованы правильно.
Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее Уполномоченный федеральный орган), а Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить создание в установленном порядке федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Так, из примененных по делу Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 и Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 166, усматривается, что в Минобороны России регистрирующим органом в целях внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр является Департамент жилищного обеспечения.
Согласно положениям ст. 5 вышеприведенного федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников НИС накопительные взносы за счет средств федерального бюджета, за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных, не запрещенных законом поступлений.
При этом учет накопительных взносов на именные накопительные счета участников НИС осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в Уполномоченный федеральный орган, а учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах осуществляется Уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что административный истец с 7 марта 2010 года имел право на начисление на его накопительном счете накоплений для жилищного обеспечения с учетом дохода от их инвестирования, основан на правильном толковании приведенных норм материального права.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что Минобороны России является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, а поэтому возложили на находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Управление НИС обязанность по определению величины начисленного на накопительный счет Нарматова инвестиционного дохода, а на Минобороны России - перечислить указанные денежные средства на его именной накопительный счет.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспоренного по делу судебного акта, в том числе для его безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 327-330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 26 февраля 2020 года по административному иску Нарматова Виктора Николаевича - оставить без изменения, а кассационную жалобу Яшкова В.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий: И.А. Яковлев
Судьи: Р.В. Прытков
И.В. Каманин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.