Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-180/2019 по кассационной жалобе административного истца Потапенко Федора Викторовича на решение 235 гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 6 февраля 2020 г. по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" Управления охраны объектов (далее - комендатура) Службы охранных мероприятий Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) "звание" Потапенко Ф.В. об оспаривании действий коменданта указанной комендатуры, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, а также выступления административного истца Потапенко Ф.В. в поддержку доводов жалобы, представителя коменданта и комендатуры Коннова А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением 235 гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 6 февраля 2020 г, Потапенко Ф.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение коменданта об отказе в учете ему суммарного сверхурочного времени привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни по состоянию на 28 февраля 2018 г, за период с 1 марта 2018 г. по 20 мая 2019 г, а также за период с 21 мая по 31 июля 2019 г. В целях восстановления своего права на отдых просил суд обязать коменданта предоставить ему дополнительные сутки отдыха из расчета достигнутой по состоянию на 20 мая 2019 г. суммарного сверхурочного времени в количестве 626 часов, при этом учесть суммированный остаток этого времени за период с 21 мая по 1 августа 2019 г, и взыскать с комендатуры в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В поданной 29 июня 2020 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование жалобы Потапенко Ф.В, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие порядок учета служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и предоставления им дополнительных суток отдыха, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что, по его мнению, возможность использования военнослужащим учтенного у него дополнительного времени отдыха сохраняется в течение всего периода прохождения им военной службы, независимо от времени возникновения права на него. 20 мая 2019 г. он был ознакомлен с журналом учета служебного времени, и ему стало известно, об отсутствии суммированного остатка накопленного у него дополнительного времени отдыха в связи с истечением срока его предоставления. При этом обращает внимание на то, что в соответствии с распоряжением ФСО России от 17 августа 2011 г. N 69 днями отдыха являются не общепринятые выходные и праздничные дни, а те дни, которые не предусмотрены графиком как дни службы (смены). Однако суды, по его мнению, допустили смешение понятий сверхурочного времени и времени привлечения к исполнению обязанностей военной службы в дни отдыха, чем лишили его такого права.
В заключение Потапенко Ф.В. указывает, что судами для восстановления его нарушенного права, надлежало применить трудовое законодательство, в частности статью 108 Трудового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Потапенко Ф.В. проходил военную службу по контракту в комендатуре с 27 апреля 2011 г. в воинской должности "данные изъяты", а с 25 мая 2012 г. по настоящее время - в должности "данные изъяты". При этом с 1 июля 2017 г. административному истцу установлен ненормированный рабочий день с предоставлением ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 суток. После чего командованием был прекращен учет его переработок в связи с привлечением к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.
7 августа 2019 г. Потапенко Ф.В. обратился к коменданту с рапортом, в котором просил учесть 362 часа суммарного сверхурочного времени привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, по состоянию на 28 февраля 2018 г, 264 часа названного времени за период с 1 марта 2018 г. по 20 мая 2019 г, а также произвести такой учет за период с 21 мая по 31 июля 2019 г. и предоставить дополнительные сутки отдыха за 626 часов.
Решением коменданта от 4 сентября 2019 г. в удовлетворении вышеупомянутого рапорта было отказано со ссылкой на то, что срок реализации права Потапенко Ф.В. на дополнительные сутки отдыха за привлечение его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни за периоды 2014, 2015, 2016 и 2017 г, всего в количестве 372 часа истек, а после установления ему с 1 июля 2017 г. ненормированного рабочего дня правовые основания для учета названного времени отпали.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 19.1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" для сотрудников органов государственной охраны, замещающих должности руководителей (начальников, командиров) и заместителей руководителей (начальников, командиров), устанавливается ненормированный служебный день. Руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны или уполномоченным руководителем (начальником) ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах государственной охраны, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом директора ФСО России от 8 декабря 2017 г. N 730 установлено, что ежегодный дополнительный отпуск названным военнослужащим предоставляется ежегодно в соответствии с графиком отпусков или до конца следующего календарного года в размере 3 суток.
В соответствии с пунктом 3 и 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2) к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к х отпуску.
Пунктами 7, 11 и 14 статьи 29 Положения установлено, что общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Основной отпуск предоставляется военнослужащим в любое время года, а в случаях, когда основной отпуск не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного отпуска на следующий календарный год с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно. При переносе основного отпуска на следующий календарный год он должен быть использован до его окончания.
Проанализировав установленные обстоятельства в совокупности и сопоставив их с предписаниями вышеприведенных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что конечным сроком предоставления военнослужащему дополнительных суток отдыха является календарный год, следующий за тем, в котором возникло право на предоставление такого отдыха. При этом сотрудникам органов государственной охраны, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск, в связи с чем таким военнослужащим дополнительные сутки отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни не предоставляются.
При таких обстоятельствах, поскольку с 1 июля 2017 г. административному истцу установлен ненормированный рабочий день с предоставлением ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 суток, а за предоставлением дополнительных суток отдыха, право на которые возникло в 2017 г, он обратился лишь в 2019 г, а ранее ему отпуска и дни отдыха предоставлялись в объеме согласно его рапортам и он претензий к административному ответчику не имел, то в удовлетворении административного иска отказано обоснованно.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы Потапенко Ф.В. о необходимости применения норм трудового права по данному делу являются несостоятельными, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Иные доводы автора кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы автора жалобы основаны на ошибочном толковании норм процессуального и материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации основанием для их отмены, в том числе безусловным, в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 235 гарнизонного военного суда от 15 октября 2019 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 6 февраля 2020 г. по административному исковому заявлению Потапенко Федора Викторовича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.