Постановлением Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. N 50-АД20-5 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Администрации Полтавского муниципального района Омской области Глазкова А.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе ФИО3 от 20 февраля 2020 года N 02, решение судьи Полтавского районного суда Омской области от 6 мая 2020 года и решение судьи Омского областного суда от 9 июня 2020 года, вынесенные в отношении Администрации Полтавского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе ФИО3 от 20 февраля 2020 года N 02, оставленным без изменения решением судьи Полтавского районного суда Омской области от 6 мая 2020 года и решением судьи Омского областного суда от 9 июня 2020 года, Администрации Полтавского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник Администрации Полтавского муниципального района Омской области Глазков А.В. просит состоявшиеся акты отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указывает на отсутствие у Администрации финансовой возможности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов; обращение в установленном порядке в Совет Полтавского муниципального района Омской области о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и отказ в выделении ассигнований.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.3 ст.39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.п.1.2, 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ (в редакции на дату совершения правонарушения) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из обстоятельств дела следует, что 11 февраля 2020 года в 11.00 часов в деятельности Администрации Полтавского муниципального района Омской области (юридический адрес: Омская область, Полтавский район, р.п.Полтавка, ул.Ленина, д.6) выявлены нарушения обязательных требований, установленных ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.1.2, 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20, выразившиеся в необустройстве места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по "адрес" в д. "адрес" в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Полтавского муниципального района, утвержденным постановлением Администрации района от 16.01.2019 N 4, и Территориальной схемой обращения с отходами Омской области.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.02.2020, протоколом об административном правонарушении от 17.02.2020, постановлением Администрации Полтавского муниципального района от 16.01.2019 N 4.
Таким образом, вывод о наличии в действиях Администрации района состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
При этом у судьи Полтавского районного суда Омской области имелись основания для принятия к рассмотрению жалобы Администрации района на постановление, поскольку из материалов дела следует, что административное расследование по делу фактически не проводилось, по делу составлен протокол осмотра от 11.02.2020, а также у Администрации запрошены документы, после чего был составлен протокол об административном правонарушении.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы жалобы были предметом оценки судебных инстанций и правомерно отклонены.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рамках рассмотрения жалоб на постановление должностного лица судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что недостаточное финансирование не является основанием для освобождения муниципального образования от исполнения обязанностей по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание Администрации Полтавского муниципального района назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе ФИО3 от 20 февраля 2020 года N 02, решение судьи Полтавского районного суда Омской области от 6 мая 2020 года и решение судьи Омского областного суда от 9 июня 2020 года, вынесенные в отношении Администрации Полтавского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Полтавского муниципального района Омской области Глазкова А.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.