Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Елеу Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г.Томска от 17 апреля 2020 года и решение судьи Томского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "ШИША РОУЗ" Елеу Елдара Абдрашитулы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Томска от 17 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Томского областного суда от 19 мая 2020 года, директор общества с ограниченной ответственностью "ШИША РОУЗ" Елеу Е.А. (далее - Елеу Е.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, Елеу Е.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, в обоснование указывает, что согласно постановлению он нарушил запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе, установленный правовым актом Томской области, в связи с чем привлечение к административной ответственности, предусмотренной федеральным актом - КоАП РФ, неправомерно; на момент составления протокола об административном правонарушении распоряжение Администрации Томской области от 03.04.2020 N 209-ра не вступило в законную силу; 3 апреля 2020 года бар был закрыт, он находился в помещении бара не как должностное, а как физическое лицо, со своими знакомым, не являющимися клиентами бара, и стажерами-кальянщиками; действия Елеу Е.А. подлежат квалификации по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 7 апреля 2020 года, в 20 час. 30 мин. 3 апреля 2020 года в помещении лаунж-бара " "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", - директор ООО "ШИША РОУЗ" Елеу Е.А. допустил нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а именно, допустил курение кальянов в помещении лаунж-бара "Shisha".
В вину Елеу Е.А. вменено нарушение пп.3 п.6-1 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области", изданного в соответствии со постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", а также ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.1.3, 2.1, 2.6 "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65.
Судья районного суда, с которым согласился судья вышестоящего суда, признавая Елеу Е.А. виновным, пришел к выводу о том, что Елеу Е.А. в период введения на территории Томской области запрета на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных аналогичных объектах при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), допущены нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в связи с чем действия Елеу Е.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Такие выводы нельзя признать обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и сделанными на основе правильно применения норм права.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417. Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области" в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Томской области с 18.03.2020 введен режим функционирования "повышенная готовность" для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области (далее - ТПРС ЧС).
Распоряжением Администрации Томской области от 27.03.2020 N 190-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра" вышеуказанное распоряжение дополнено пунктом 6-1 следующего содержания: "6-1. Временно приостановить: 3) с 28 марта 2020 года до 1 мая 2020 года деятельность ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, а также проведение развлекательных и досуговых мероприятий. Ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных аналогичных объектах". Данное распоряжение опубликовано 30.03.2020 на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" http://www.tomsk.gov.ru.
Нарушение, вмененное Елеу Е.А, является нарушением дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в постановлении о привлечении к административной ответственности не приведены какие-либо нормы действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы нарушил или не выполнил Елеу Е.А.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение Елеу Е.А. ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.1.3, 2.1, 2.6 "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65, не свидетельствует о том, что в действиях Елеу Е.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Так, ст.ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагают на индивидуальных предпринимателей и юридические лица общую обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и носят отсылочный характер к санитарным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые должны выполняться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Пункты 1.3, 2.6 "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65, также возлагают общую обязанность по их соблюдению.
Пункт 2.1 названных Санитарных правил предписывает в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней своевременное проведение предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Между тем, содержащийся в распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных аналогичных объектах не является санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятием в смысле СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила.
Таким образом, в действиях Елеу Е.А. состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, отсутствует.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, возможность переквалификации вмененного Елеу Е.А. деяния с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 2 ст. 20.6.1 названного Кодекса отсутствует. Кроме того, на день поступления дела в кассационный суд и рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Иные доводы поданной в кассационный суд жалобы основаны на неверном толкования норм права и неверной оценки установленных обстоятельств дела.
Так, из анализа вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, как за нарушение Правил, установленных на федеральном уровне, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установленных нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы распоряжение Администрации Томской области от 27.03.2020 N 190-ра "О внесении изменений в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра" на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для составления в отношении Елеу Е.А. протокола об административном правонарушении, вступило в законную силу, о чем дано верное суждение в решении судьи областного суда.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом установленных обстоятельств судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Елеу Елдара Абдрашитулы удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Томска от 17 апреля 2020 года и решение судьи Томского областного суда от 19 мая 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "ШИША РОУЗ" Елеу Елдара Абдрашитулы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.