Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу директора ООО Сибгаз" Щербинина Ф.В. на вступившее в законную силу решение судьи Омского районного суда Омской области от 15 июня 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сибгаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 21 в Омском судебном районе Омской области от 28 января 2020 года (дата составления мотивированного постановления), оставленным без изменения решением судьи Омского районного суда Омской области от 15 июня 2020 года, ООО "Сибгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, директор ООО Сибгаз" Щербинин Ф.В. просит решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, в обоснование ссылается на рассмотрение дела мировым судьей с нарушением правил подсудности, поскольку по делу проведено административное расследование; ненадлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; вручение Обществу извещения о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 24 января 2020 года, 28 января 2020 года и отсутствие у мирового судьи на момент рассмотрения дела сведений об извещении Общества; ненадлежащую оценку допущенных нарушений судьей районного суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Перевозка опасных грузов на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (заключенного в г.Женеве 30.09.1957 года), ратифицированного Российской Федерацией постановлением Правительства РФ N 76 от 03.02.1994 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов", В соответствии с п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В соответствии с п.5.3.2.1.8 ДОПОГ таблички оранжевого цвета, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или покрыты.
В соответствии с п.5.4.1.1.1 ДОПОГ транспортный(ые) документ(ы) на опасные грузы должен (должны) содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке: номер ООН, которому предшествуют буквы "UN"; надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2, дополненное, при необходимости (п.3.1.2.8.1), техническим названием, заключенным в скобки (п.3.1.2.8.1.1); для веществ и изделий других классов: номера образцов знаков опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 или применимы в соответствии со специальным положением, указанным в колонке 6; группа упаковки вещества, которой могут предшествовать буквы "ГУ" или начальные буквы, соответствующие словам "группа упаковки" на языках, используемых в соответствии с пунктом 5.4.1.4.1.
Из обстоятельств дела следует, что 7 ноября 2019 года в 13 час. 35 мин. на 813 км автодороги Челябинск - Новосибирск ООО "Сибгаз" осуществляло перевозку опасного груза - технического пропана ("данные изъяты") транспортным средством Скания, государственный регистрационный знак N с полуприцепом, государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО8. с нарушениями п.23.5 ПДД РФ, п.п.5.3.2.1.8, 5.4.1.1.1 ДОПОГ, выразившимися в том, что установленная на транспортном средстве табличка "данные изъяты", не относящаяся к перевозимому грузу, не была демонтирована; информация на табличке не соответствует предъявляемым требованиям; транспортный документ не содержит сведений о перевозимом грузе: номере ООН, которому предшествуют буквы "UN", классе, подклассе, коде перевозимого груза.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 24.12.2019, рапортом командира отделения ОГИБДД ОМВД России по Омскому району ФИО5 от 07.11.2019, фототаблицей, путевым листом от 01.11.2019, накладной N с/2594 от 06.11.2019, заключением от 20.11.2019 о результатах служебного расследования, проведенного ООО "Сибгаз", объяснительной водителя ФИО6 от 14.11.2019.
Таким образом, ООО "Сибгаз" осуществило перевозку опасного груза при отсутствии необходимых элементов системы информации об опасности и с несоблюдением условий перевозки опасных грузов, предусмотренных ДОПОГ, в связи с чем вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Судьи пришили к надлежащему выводу о том, что факт совершения Обществом вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В целом доводы жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Вместе с тем, административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ (пп. "а" п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Определением судьи Куйбышевского районного суда г.Омска от 30 декабря 2019 года, которому дело был передано административным органом, дело об административном правонарушении передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N 21 в Омском судебном районе Омской области, поскольку судья районного суда пришел к выводу о том, что административное расследование фактически не проводилось. Таким образом, нарушений правил подсудности при рассмотрении дела мировым судьей не допущено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении в 14 час. 30 мин. 24 декабря 2019 года законный представитель Общества надлежаще извещен посредством направления на электронный адрес ООО "Сибгаз" sibgaz_nsk@mail.ru и почтовой связью уведомления от 11 ноября 2019 года, которое доставлено адресату (л.д.5-6, 11-12, 13, 15). В уведомлении имеется ссылка на ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, согласно которой в случае в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В связи с изложенным указание в тексте уведомления, что законный представитель вызывается для обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ, не свидетельствует о том, что законный представитель Общества не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей законный представитель Общества был извещен.
Как следует из материалов дела, 10 января 2020 года мировым судьей вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела в 10.00 часов 24 января 2020 года. Копия определения направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и факсом 13 января 2020 года, а также на электронную почту 11 января 2020 года. Таким образом, мировым судьей приняты исчерпывающие меры для извещения ООО "Сибгаз".
Посредством почтовой связи копия определения Обществу вручена 28 января 2020 года (л.д.156), факсом определение не передано, поскольку имелся сбой связи (л.д.139). В тоже время извещение Общества посредством направления определения о назначении места и времени рассмотрения дела на электронную почту sibgaz_nsk@mail.ru следует считать надлежащим. Данная электронная почта является официальной, указана в бланках ООО "Сибгаз", из материалов дела следует, что ранее должностным лицом административного органа взаимодействие с Обществом осуществлялось посредством использования указанной электронной почты, кроме того, на л.д.210-213 имеются сведения об успешной доставке определения получателю. Таким образом, мировым судьей созданы надлежащие условия для реализации ООО "Сибгаз" права на защиту, участия в рассмотрении дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание ООО "Сибгаз" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.21.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену принятых по делу актов, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 21 в Омском судебном районе Омской области от 28 января 2020 года и решение судьи Омского районного суда Омской области от 15 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сибгаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО Сибгаз" Щербинина Ф.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.