Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Зиновьевой К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чакилевой Ольги Михайловны, поданную через суд первой инстанции 19 июня 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 1 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2020 года
по административному делу N 2а-4868/2019 по административному исковому заявлению Чакилевой Ольги Михайловны об оспаривании решений Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу от 15 августа 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, от 4 сентября 2019 года об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Федьковой О.П, представляющей интересы Чакилевой О.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Леневой О.В. и Вяткиной О.П, представляющих интересы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
20 июня 2019 года МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях был заключён государственный контракт, согласно которому ООО "Кемеровский Областной Кадастровый Центр" (подрядчик) обязался произвести кадастровые работы по подготовке технических планов нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", образованных в результате раздела объекта капитального строительства по существующим строительным конструкциям.
Кадастровым инженером ООО "КОКЦ" Чакилевой О.М. в Управление Росреестра по Кемеровской области, после выполнения кадастровых работ было подано шесть заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в отношении шести образованных нежилых помещении площадью: "данные изъяты" кв.м, с приложением технических планов, составленных на основании деклараций от 29 июля 2019 года.
По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 31 июля 2019 года N и N нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу было принято решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права N от 15 августа 2019 года, в связи с тем, что технический план не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ) и положениям:
- пункта 20 Требований к подготовке технического плана, поскольку декларация об объекте недвижимости не может быть основанием для подготовки технического плана и постановки помещения на государственный кадастровый учёт, в отношении заявленного нежилого помещения, - пунктов 43, 50 Требований подготовки технического плана - данная версия XML-схемы не предусматривает внесение сведений о наименовании объекта учёта в соответствующую строку раздела "Характеристики объекта недвижимости", данную информацию необходимо отразить в разделе "Заключение кадастрового инженера", кроме того, в связи с тем, что заявленное к учёту помещение расположено в подвале, рекомендовано дополнительно внести в строку "Этаж" Декларации тип этажа - 1, Подвал, - пункта 8 Требований к подготовке декларации - подпись представителя соответствующего органа местного самоуправления заверяется оттиском печати соответствующего органа.
Также указано на необходимость устранения расхождений графической части технического паспорта здания от 2013 года с графической частью плана помещения подвала.
Решением от 4 сентября 2019 года N было отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учёта, ввиду не соответствия пункту 20 Требований к подготовке технического плана, представленного после устранения недостатков технического плана.
Решением Апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 1 октября 2019 года N заявление кадастрового инженера Чакилевой О.М. об оспаривании решения (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права N от 15 августа 2019 года было отклонено.
Оспаривая законность решений регистрационного органа, административный истец обратилась в суд.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 1 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель указывает, что судами двух инстанций не дана правовая оценка действиям государственного регистратора при вынесении оспариваемых решений на соответствие требованиям закона. Судом апелляционной инстанции не дана оценка законности причины приостановления государственной регистрации, не указано, каким образом должны быть устранены причины приостановления и какие конкретно документы должны быть представлены уполномоченному органу.
На кассационную жалобу Управлением Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу принесены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебных актов. Указано, что регистрационные действия в отношении спорного объекта были осуществлены 19 июня 2020 года на основании технического плана, подготовленного с учётом технического паспорта от 8 июля 2013 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что кадастровый инженер Чакилева О.М, действуя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением от 31 июля 2019 года о государственной регистрации права Российской Федерации в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно описи документов от 31 июля 2019 года к заявлению были приложены следующие документы: технический план помещения, оптический компакт-диск, размер файла "данные изъяты" МБ, выписка из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, информационный лист от ДД.ММ.ГГГГ, акт приёма-передачи имущества с баланса "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения представленных с заявлением документов государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав от 15 августа 2019 года по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 43 и 50 Требований к подготовке технического плана, а также пункту 8 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2015 года N953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", о чем направлено уведомление.
21 августа 2019 года в Управление Росреестра по Кемеровской области- Кузбассу было представлено заявление о приеме дополнительных документов и технический план от 21 августа 2019 года, составленный на основании декларации от 29 июля 2019 года, ответа Комитета архитектуры Администрации города Юрги от 20 августа 2019 года о том, что разрешение на реконструкцию на объект недвижимости расположенный по адресу "адрес", не выдавалось, технических паспортов от 31 мая 2006 года и 29 июля 2013 года.
4 сентября 2019 года государственным регистратором вынесено уведомление об отказе в снятии с приостановления государственного кадастрового учёта, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 51 Требований к Техническому плану.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотренным пунктами 20, 43 и 50, 51, 52, 59 Требований к подготовке технического плана, а также пункту 8 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", исходя из того, что объект не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о законности оспариваемых решений органа государственной регистрации права, поскольку как первичная документация, так и представленная после устранения выявленных недостатков не отвечала необходимым требованиям и не соответствовала сведениям о характеристиках объекта, из которого был образован спорный, имеющихся в распоряжении органа регистрации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 1 Закона о регистрации указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (пункт 6 данной статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершённого строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершённого строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта, а также его реконструкция должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и строительных правил.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведён перечень обстоятельств, при наличии которых разрешение на строительство не требуется.
Суды установили, что спорный объект не входит в перечень объектов, приведённых в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ввиду несоответствия технического плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на образуемый объект недвижимости вышеприведённым требованиям (пункт 5 части 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ), пришли к правильному выводу о том, что имелись основания для приостановления регистрационных действий в отношении спорного объекта, ввиду необходимости предоставления надлежащих документов. Материалами дела подтверждается, что в представленном во исполнение уведомления техническом плане недостатки не были устранены. Нарушение прав административного истца судами также обоснованно не установлено.
Судебная коллегия считает, что выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 1 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.