Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гинкеля Петра Васильевича, поданную 26 июня 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 3 июня 2020 года
по административному делу N 2а-34/2020 по административному исковому заявлению Ефименко Юрия Петровича о признании незаконными решений конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Ефименко Ю.П. обратился в Любинский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением о признании незаконными решений конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от 17 декабря 2019 года N 3 о допуске кандидата Гинкеля П.В. к участию в конкурсе на должность главы Новоархангельского сельского поселения и об отказе кандидату Ефименко Ю.П. в участии в конкурсе на должность главы Новоархангельского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований Ефименко Ю.П. ссылался на то, что 22 ноября 2019 года подал документы в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность Главы Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района.
12 декабря 2019 года председателем комиссии ему сообщено об отсутствии справки о наличии (отсутствии) судимости. Он пояснил, что в связи со сбоями в программе в МФЦ, заявление о выдаче справке, поданное 7 октября 2019 года, будет исполнено только 13 декабря 2019 года, в этот же день (13 декабря 2019 года) представил справку в комиссию. Однако он не допущен к участию в конкурсе по причине отсутствия справки о судимости.
Указывает, что справку об отсутствии судимости предоставлял конкурсной комиссии в июне 2019 года, но проведение конкурса было приостановлено.
Кроме того, решением комиссии к участию в конкурсе был незаконно допущен бывший глава поселения Гинкель П.В, который досрочно сложил свои полномочия по собственному желанию и не мог участвовать в конкурсе. Возражения членов конкурсной комиссии по данному вопросу оставлены без внимания и не учтены.
Решением Любинского районного суда Омской области от 13 января 2020 года признано незаконным решение Конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 "По рассмотрению документов кандидатов о допуске на конкурс", оформленное протоколом, в части отказа Ефименко Ю.П. в допуске к участию в конкурс на должность главы Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района. На Конкурсную комиссию Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ефименко Ю.П. В удовлетворении требований Ефименко Ю.П. о признании незаконным решения Конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года в части допуска Гинкеля П.В. к участию в конкурсе в качестве кандидата на должность Главы Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 3 июня 2020 года решение Любинского районного суда Омской области от 13 января 2020 года отменено в части отказа в иске о признании незаконным решения конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 о допуске к участию в конкурсе Гикеля П.В, в указанной части требования Ефименко Ю.П. удовлетворены.
В кассационной жалобе Гинкелем П.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части отмены решения суда и удовлетворении требований Ефименко Ю.П. и оставлении в силе в указанной части решения первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Представителем Управления Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Ефименко Ю.П, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии в частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 о допуске к участию в конкурсе Гинкеля П.В. и удовлетворяя требования в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что учитывая, что Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ) предусматривает обязательность применения положений Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 N 67-ФЗ) Гинкель П.В, прекратив свои полномочия главы поселения по собственному желанию досрочно, не имел права участвовать в конкурсе, объявленном в связи с приведенными обстоятельствами. Тот факт, что первоначально объявленный конкурс не состоялся в силу нарушений допущенных при формировании конкурсной комиссии, правового значения не имеет, поскольку основание проведения конкурса - досрочное прекращение полномочий главы поселения по собственному желанию.
Судебной коллегией не учтено следующее.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 131 (часть 1) право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, исходит из того, что это право в силу взаимосвязанных положений ее статей 15 (часть 2) и 72 (пункт "н" части 1) должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п. Тем самым предполагается, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что органы государственной власти оказывают на местное самоуправление регулирующее воздействие, в частности путем определения основных принципов организации муниципальной власти, обусловленных конституционно-правовой природой местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием местного самоуправления конституционных целей государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (постановления от 16 октября 1997 года N 14-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П и от 18 мая 2011 года N 9-П; определения от 5 марта 2009 года N 375-О-О, от 8 апреля 2010 года N 454-О-О, от 1 июня 2010 года N 830-О-О, от 7 февраля 2012 года N 275-О-О и от 9 декабря 2014 года N 2744-О).
Законодательное регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления, в свою очередь, не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации, включая обеспечение справедливых и равных условий участия граждан в решении вопросов местного значения, в том числе путем замещения муниципальных должностей.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ.
Согласно статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ предусмотрена возможность избрания главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (пункт 1 части 2), порядок же проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (абзац первый части 2.1).
Согласно абзацу 2 части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ установлено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Таким образом, из указанных норм права следует, что положения Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ при разрешении вопросов избрания главы муниципального образования по результатам конкурса, устанавливающих требования к кандидату на должность главы муниципального образования подлежат применению только в части устанавливающих требований к отсутствию ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Ограничения пассивного избирательного права установлены статьей 4 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ, оснований для применения к спорным правоотношениям, регулируемым Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ, не связанным с выдвижением кандидатов для участия в выборах и референдумах, положений части 6 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ не имеется.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Омской области от 6 ноября 2014 N 1674-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Омской области Глава муниципального образования, наделенного статусом городского, сельского поселения избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу пункта 5 статьи 7 Устава Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области глава Новоархангельского сельского поселения избирается Советом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Новоархангельского сельского поселения Люблинского муниципального района Омской области, утвержденный решением Совета Новоархаргельского сельского поселения от 23 сентября 2015 года N 35, дополнительных ограничений, кроме соответствующих установленным статьей 4 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ, не предусматривает (пункт 37 указанного Порядка).
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 в части допуска к участию в конкурсе Гинкеля П.В. являются законным, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части основанные на том, что том, Гинкель П.В, прекратив свои полномочия главы поселения по собственному желанию досрочно, не имел права участвовать в конкурсе, объявленном в связи с приведенными обстоятельствами, постановлены на основе неправильного применения норм материального права. Оснований для отмены правильного решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 о допуске к участию в конкурсе Гинкеля П.В, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствовали. Апелляционное определение в указанной части подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 3 июня 2020 года в обжалованной части - в части признания незаконным решения конкурсной комиссии Новоархангельского сельского поселения от 17 декабря 2019 года N 3 в части допуска к участию в конкурсе Гинкеля Петра Васильевича отменить, в указанной части оставить в силе решение Любинского районного суда Омской области от 13 января 2020 года.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 31 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.