Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноярское", поданную через суд первой инстанции 10 июня 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 года
по административному делу N 2а-3520/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Красноярска к МУ МВД России "Красноярское" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
прокурор г. Красноярска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки условий содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в ИВС МУ МВД России "Красноярское", расположенного в здании ГУ МУ МВД России по Красноярскому краю по адресу: "адрес", выявлены нарушения условий содержания в ИВС, а именно, отсутствуют прогулочные дворы. В ходе прокурорской проверки не представлены документы, свидетельствующие о принятии мер к решению вопроса о необходимости строительства нового ИВС либо направлению предложений о финансировании строительства прогулочного двора, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 года, административные исковые требования прокурора г. Красноярска удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты. Полагает, что суды первой и апелляционной инстанций при вынесении решения пришли к неверным выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определили обстоятельства, имеющие значения для дела. Просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не была дана правовая оценка пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявленными требованиями. Также обращает внимание на то, что исполнение решения суда является невозможным из-за конструктивных особенностей здания. Кроме этого, указывает, что административный ответчик не наделен соответствующими полномочиями для исполнения решения суда.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части, ввиду нижеследующего.
Из материалов дела следует и установлено судами, что прокуратурой г. Красноярска в ходе проверки условий содержания под стражей подозреваемым, обвиняемых в ИВС МУ МВД России "Красноярское" установлено отсутствие прогулочного двора, что отражено в акте от 15 августа 2018 года.
27 августа 2018 года прокурором г. Красноярска направлено представление об устранении нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС МУ МВД России "Красноярское", в том числе и в части отсутствия прогулочного двора и организации прогулок для лиц, содержащихся в ИВС.
9 октября и 4 декабря 2018 года МУ МВД России "Красноярское" в адрес прокурора направлялись ответы на представление с указанием на проведение совещания по выявленным недостаткам, отсутствии возможности организации прогулочного двора.
Письмом МУ МВД России "Красноярское" от 5 апреля 2019 года о мерах реагирования, направленном в адрес прокурора г. Красноярска, сообщено, что минимальная площадь прогулочного двора составляет 12 кв.м, требуемая площадь прогулочного двора для данного ИВС с лимитом наполняемости 78 человек - не менее 20 кв.м; по объективным причинам устранить нарушения на данном объекте не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей здания, в котором расположено ИВС: на территории, прилегающей к ИВС, площадью 410 кв.м, находятся выгрузной шлюз для посадки и высадки лиц, подъездные пути к техническим, вспомогательным, а также складским помещениям, контейнерная площадка для сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов, единый комплекс технических средств по обеспечению противопожарной безопасности и подъездные пути к помещениям гаражных боксов.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия МУ МВД России "Красноярское", выраженные в содержание подозреваемых, обвиняемых в ИВС МУ МВД России "Красноярское" при отсутствии прогулочного двора являются незаконными. На административного ответчика возложена обязанность обеспечения ИВС прогулочным двором.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, административный ответчик, не ссылаясь на неправильность выводов относительно признания незаконными условий содержания, настаивает на пропуск прокурором процессуального срока обращения за судебной защитой. Данный довод также приводился в суде первой инстанции, был отражён в апелляционной жалобе.
Давая ему оценку, суды пришли к правильному выводу, что допущенное нарушение прав неопределённого круга лиц, а именно подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в условиях изолятора временного содержания, носит длящийся характер, вследствие чего, установленный законом трёхмесячных срок обращения в суд, применительно к обстоятельствам настоящего дела, не подлежит применения, поскольку права указанной категории граждан на надлежащие условия содержания не были восстановлены на дату обращения в суд.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов относительно возложения на административного ответчика обязанности по обеспечению изолятора временного содержания прогулочным двором.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона отнесены к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и согласно части 3 статьи 9 этого же Федерального закона являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с Положением Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России, в том числе организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункты 5, 43 названного выше Положения).
Приказом МВД России от 6 марта 2017 года N 109 утверждено Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, в котором установлено, что ГУ МВД России по Красноярскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчинённые территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Красноярскому краю (пункт 5).
В силу подпункту 28 пункта 13 указанного Положения ГУ МВД России по Красноярскому краю осуществляет полномочия по обеспечению обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. В порядке подпункта 6 пункта 14 этого же в целях осуществления своих полномочий имеет право организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов подчинённых органов и организаций, а также жилищное строительство.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Межмуниципальном управлении МВД России "Красноярское", утверждённого приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31 июля 2017 года N 1341, отдел входит в состав органов внутренних дел, является территориальным органом МВД. В полномочия отдела согласно подпункту 21 пункта 9 Положения входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охраны и конвоирования. В целях реализации своих полномочий отдел на основании подпункта 4 пункта 10 Положения имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закреплённых за территориальным отделом.
В пунктах 19, 20 названного Положения указано, что отдел является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчётности в соответствие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. За Межмуниципальным управлением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.
Из материалов дела следует, что административное здание Главного управления МВД по Красноярскому краю по адресу "адрес", а также земельный участок, на котором он расположен, являются собственностью Российской Федерации. Земельный участок предоставлен Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования, здание передано на праве оперативного управления.
18 июля 2017 года между Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (ссудодателем) и МУ МВД России "Красноярское" (ссудополучателем) был заключён договор безвозмездного пользования, согласно которому во временное безвозмездное пользование были переданы часть помещений на 1 и 2 этаже здания, по адресу: "адрес", для размещения ИВС МУ МВД России "Красноярское". Срок действия договора по 31 декабря 2019 года.
Согласно пункту "данные изъяты" договора ссудодатель обязуется своевременно производить текущий ремонт помещений и нести все расходы, связанные с их содержанием. Пунктом "данные изъяты" договора для ссудополучателя установлен запрет на осуществление перепланировок и переоборудования помещений.
Как следует из содержания договора, каких-либо правомочий на распоряжение земельным участком на котором расположено здание МУ МВД России "Красноярское" не получило, кроме того установлен запрет на конструктивные изменения переданных в пользование помещений.
При таких данных выводы судов о возложении на МУ МВД России "Красноярское" обязанности по обеспечению ИВС МУ МВД России "Красноярское", расположенного в указанном выше здании, прогулочным двором являются ошибочными, поскольку указанное требование заявлено к ненадлежащему ответчику.
Судебные акты в указанной части подлежат отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 26 февраля 2020 года отменить в части обязания МУ МВД России "Красноярское" обеспечить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу ИВС МУ МВД России "Красноярское", расположенное по адресу: "адрес", - прогулочным двором. В отменённой части принять новое решение. В удовлетворении требования о возложении указанной обязанности отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.