Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новоселова Николая Леонидовича, поданную 19 февраля 2020 года, на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2019 года
по административному делу N 2а-2631/2019 по административному исковому заявлению Новоселова Николая Леонидовича о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 1 июля 2019 года в принятии решения о подготовке проекта межевания путем преобразования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного истца Горбуновой Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы с учетом представленных дополнений, установила:
Новоселов Н.Л. обратился в Калининский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 1 июля 2019 года N 80.13-4911/14 в принятии решения о подготовке проекта межевания путем преобразования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем его перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена, возложении обязанности принять решение о подготовке проекта межевания территории путем преобразования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" путем его перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты" от 8 мая 2019 года.
Требования мотивированы тем, что согласно договору купли-продажи земельного участка от 16 марта 2010 года Новоселов Н.Л. приобрел у мэрии города Новосибирска в собственность земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 621 кв.м, из земель населенных пунктов. Согласно приложению 1 к договору купли - продажи от 16 марта 2010 года N 7286 объект индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) расположен не в границах земельного участка.
Согласно приложению 1 к договору купли - продажи от 16 марта 2010 года N 7286, объект ИЖС расположен не в границах земельного участка. Категория земельного участка - для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома. При этом, документами - основаниями для регистрации объекта ИЖС является договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска.
Согласно кадастровому паспорту от 20 июля 2009 года объект ИЖС расположен в границах земельного участка по адресу "адрес". Согласно техническому паспорту на жилой дом от 24 июня 2009, жилой дом находится в границах земельного участка по адресу "адрес" Однако, при подписании договора купли - продажи земельного участка от 16 марта 2010 года в приложении N 1 было указано, что объект ИЖС не находится в границах земельного участка.
На сегодняшний день, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты", жилой дом не находится в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Новоселовым Н.Л. 8 мая 2019 года было подано заявление о перераспределении земельных участков заявление было возвращено на основании того, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с местоположением "адрес" находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.
3 июня 2019 года было подано заявление о возможности подготовки проекта межевания.
Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска от 1 июля 2019 года N 80.13-4911/14 указанный образуемый участок расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов).
Полагает, что перераспределение границ земельного участка по адресу "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", согласно схеме расположения земельного участка, на кадастровом плане территории кадастрового квартала "данные изъяты" от 8 мая 2019 года с сохранением минимальных отступов от границы объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу "адрес", возможно путем внесения изменений в проект планировки территории - проект межевания территории квартала N 270.06.01.01, восточной части Калининского района, утверждённому постановлением мэрии города Новосибирска от 16 июня 2017 года N 2814.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 22 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Новоселовым Н.Л. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором купли - продажи земельного участка от 16 марта 2010 года N 7286, заключённого с мэрией г. Новосибирска. Согласно плану границ земельного участка Новоселову Н.Л. передан в собственность земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из земель населенных пунктов, площадью 621 кв.м.
Согласно приложению 1 к договору купли - продажи от 16 марта 2010 года объект индивидуального жилищного строительства расположен не в границах земельного участка.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к категории земель: земли населенных пунктов - для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
8 мая 2019 года Новоселовым Н.Л. подано заявление о перераспределении земельных участков, в удовлетворении которого было отказано.
3 июня 2019 года административным истцом было подано заявление о возможности подготовки проекта межевания.
Ответом департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска от 1 июля 2019 года N 80.13-4911/14 отказано в принятии решения о подготовке проекта межевания территории. Указано, что согласно проекту планировки территории восточной части Калининского района, утвержденному постановлением мэрии города Новосибирска от 16 июня 2017 года N 2814, образуемый участок расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов). Таким образом, на рассматриваемой территории не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что отказ Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска о принятии решения о подготовке проекта межевания территории путем преобразования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", выраженный в письме Департамента строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска от 1 июля 2019 года N 80.13-4911/14 принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям законодательства. Предлагаемый административным истцом проект межевания для внесения изменений в проект планировки территории квартала N 270.06.01.01 восточной части Калининского района, утверждённому постановлением мэрии города Новосибирска от 16 июня 2017 года N 2814, требованиям положений части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации не соответствует, образуемый земельный участок относится к двум территориальным зонам планируемого размещения - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных домов), в которых не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства, что в соответствии с пунктом 2.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24 мая 2017 года N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска" является основанием для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 41, части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Образование земельных участков регламентировано нормами земельного законодательства.
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Подготовка проекта межевания с целью установления границ образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 мая 2017 года N 411 на основании предложений физических или юридических лиц, направленных в департамент, при условии их соответствия требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что отказ Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от 1 июля 2019 года в принятии решения о подготовке проекта межевания путем преобразования земельного участка требованиям законодательства соответствует, отказано в соответствии с пунктом 2.4 Порядка подготовки документации по планировке территории на основании несоответствия предложения заявителя требованиям законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы, изложенные дополнительно, о нарушении прав административного истца в связи с размещением жилого дома вне границ предоставленного в собственность земельного участка не могут являться основанием для отмены судебных актов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, действовавших на момент рассмотрения заявления и принятия судебных актов, направлены фактически на оспаривание правоотношений, связанных с формированием земельного участка для размещения объекта жилищного строительства и порядка его предоставления в собственность, что предметом судебной оценки при рассмотрении настоящего спора не является. Не опровергает правильности выводов судов о наличии оснований для отказа в образовании земельного участка путем перераспределения земель в порядке утверждения проекта межевания территории.
Доводы кассационной жалобы о том, что территориальное планирование возможно в рассматриваемом случае с сохранением индивидуального жилищного строительства не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат разделу 2.2 Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, утвержденного в Приложении 3 к проекту планировки территории восточной части Калининского района, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 16 июня 2017 N 2814 "О проекте планировки территории восточной части Калининского района и проекте межевания территории квартала 270.04.02.02 в границах проекта планировки восточной части Калининского района" согласно которому зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, в проекте планировки решена в увязке с реконструкцией улично-дорожной сети, к основным элементам которой она территориально отнесена. В соответствии с Генеральным планом города Новосибирска предполагается развитие застройки линейного центра Калининско-Мочищенской зоны по основным формируемым транспортным направлениям. На территориях, прилегающих к узловым точкам новой магистральной улично-дорожной сети, предполагается размещение крупных объектов общественного назначения.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены не допущено, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.