Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-655/2019 (УИД 85RS0006-01-2019-001128-43) по иску Ханхашкеева Максима Матвеевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ханхашкеев М.М. обратился в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее - УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 5 апреля 2019 г. он обратился в УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Ответчик установилстраховую пенсию, с апреля по июль 2019 года он получал выплаты. Затем, ответчик решением N от 20 сентября 2019 г. отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 летнего стажа, засчитав в стаж 21 год 10 месяцев 8 дней, не включив в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. Между тем согласно записей его трудовой книжки в этот период он трудился пожарным, начальником караула, командиром отделения N 1 в карауле N 4. Он с 1994 года по настоящее время трудится в одном и том же месте, меняется только наименование организации.
Просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; признать незаконным решение ответчика N от 20 сентября 2019 г. и отменить его; обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г.; назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с августа 2019 года; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г, оставленным без измененеия апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г, исковые требования Ханхашкеева М.М. удовлетворены.
Признано незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 20 сентября 2019 г. в части отказа во включении Ханхашкееву М.М. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г.
На ответчика возложена обязанность зачесть Ханхашкееву М.М. период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"; назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию по старости с 5 апреля 2019 г, с зачётом в счёт причитающихся сумм, сумм страховой пенсии, выплаченных за период с апреля по июль 2019 года.
В пользу Ханхашкеева М.М. с ответчика взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В поданной УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г, как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем истца Ханхашкеева М.М. Кустовым О.А, действующем на основании доверенности, принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьёй 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учётом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определённых производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании части 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были закреплены в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 установлено, что в стаж, с учётом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утверждённым настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий, стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны должности - пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
На основании части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 5 апреля 2019 г. Ханхашкеев М.М. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно справке УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 25 октября 2019 г. Ханхашкееву М.М. в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в период с апреля 2019 г. по июль 2019 г. производилась выплата страховой пенсии по старости, в апреле 2019 г. в размере 13 365, 41 руб, с февраля по июль 2019 г. по 15 421, 62 руб.
Решением ответчика N от 20 сентября 2019 г. в стаж на соответствующих видах работ были засчитаны следующие периоды трудовой деятельности:
- с 5 января 1994 г. по 16 апреля 1994 г. в профессии (должности) пожарного Баяндаевской ПЧ УВД УОБАО;
- с 17 апреля 1994 г. по 19 марта 1995 г. в профессии (должности) командира отделения Баяндаевской ПЧ УВД УОБАО;
- с 20 марта 1995 г. по 9 июля 1995 г. в профессии (должности) начальника караула Баяндаевской ПЧ УВД У ОБ АО;
- с 10 июля 1995 г. по 31 июля 1996 г. в профессии (должности) пожарного Баяндаевской ПЧ УВД У ОБ АО;
- с 1 августа 1996 г. по 10 апреля 2000 г. в профессии (должности) командира отделения Баяндаевской ПЧ Управления по делам ГО и ЧС УОБАО;
- с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в профессии (должности) начальника караула Баяндаевской ПЧ Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий;
- с 1 мая 2005 г. по 29 октября 2013 г, с 6 ноября 2013 г. по 31 января 2014 г. в профессии (должности) командира отделения Баяндаевской ПЧ Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий;
- с 1 февраля 2014 г. по 6 февраля 2014 г, с 11 февраля 2014 г. по 6 марта 2014 г, с 11 марта 2014 г. по 3 апреля 2019 г. в профессии (должности) пожарного Баяндаевской ПЧ Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий.
С учётом указанных периодов стаж на соответствующих видах работ составил 21 год 10 месяцев 8 дней, при требуемом стаже - 25 лет. Все остальные периоды, как указано в Решении, не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно записей в трудовой книжке истца, Ханхашкеев М.М, 5 января 1994 принят в штат Баяндаевской ПЧ на должность пожарного, 17 апреля 1994 г..переведён командиром отделения, 20 марта 1995 г..переведён начальником караула, 10 июля 1995 г..переведён пожарным, 1 августа 1996 г..переведён командиром отделения, 11 апреля 2000 г..переведён начальником караула, 13 октября 2002 г..переведён пожарным, 12 февраля 2003 г..переведён в Баяндаевскую ПЧ отдела государственной противопожарной службы МЧС России У-ОБАО, 26 марта 2003 г..переведён начальником караула, 8 февраля 2004 г..переведён на должность командира отделения N 1 в караул N 4, 14 июля 2004 г..переведён в Баяндаевскую ПЧ Управления по делам ГО и ЧС У-ОБАО на должность командира отделения N 1, 12 мая 2005 г..переведён в Баяндаевскую ПЧ центра по делам ГО ЧС и ПБ У-ОБАО на должность командира отделения, 1 июля 2006 г..переведён в ОГУ Баяндаевская ПЧ ГПС МЧС России по У-ОБАО на должность командира отделения, 1 августа 2007 г..уволен переводом к другому работодателю, 27 августа 2007 г..принят переводом на должность командира отделения, 31 декабря 2008 г..уволен переводом к другому работодателю. 1 января 2009 принят в ПЧ N 46 (по охране п. Баяндай) на должность командира отделения. 30 декабря 2011 г..Государственное учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" переименовано в Федеральное государственное казённое учреждение "12 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ФГКУ "12 отряд ФПС по Иркутской области"). 1 февраля 2014 г..переведён на должность пожарного (бойца пожарной части N 46 (по охране п. Баяндай). 1 апреля 2016 г..пожарная часть N 46 (по охране п. Баяндай) переименована в пожарно-спасательную часть N 46 (по охране п.
Баяндай), 30 августа 2016 г..наименование должности "пожарный (боец) 2 класса" переименовано на "пожарный 2 класса", 30 июня 2019 г..уволен переводом к другому работодателю, 1 июля 2019 г..принят в порядке перевода на должность пожарного 2 класса 46 пожарноспасательной части (по охране п. Баяндай) 2 пожарно-спасательного отряда ФПС (п. Усть-Ордынский), работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой N от 28 ноября 2019 г, выданной ГУ МЧС России по Иркутской области.
Из справки о преобразованиях пожарной части N 46 (по охране п. Баяндай) пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы N 2 Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 1 января 1994 г. по 1 июля 2019 г. следует, что Баяндаевская часть пожарной охраны (р.п. Баяндай) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" преобразована в Баяндаевскую пожарная часть Отдела Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, ГПК МВД России передано в ведение МЧС России; с 1 июля 2003 г. на основании Приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. N, директивы МЧС России от 22 января 2003 г. N, приказа Баяндаевской ПЧ от 18 августа 2003 г. N - Баяндаевская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; с 12 мая 2005 г. - Баяндаевская пожарная часть Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта истца, Ханхашкеев М.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 14 июля 1999 г. За период с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. проставлен код 28-ПЖ.
Страхователем за период с 1 января 2002 г. по 16 мая 2005 г. указано Баяндаевская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО.
С 12 мая 2005 г. страхователем значится Окружное государственное учреждение "Баяндаевская пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по УОБАО.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным в материалы доказательствам, руководствуясь положениями пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришёл к выводу о том, что в спорный период служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем спорный период трудовой деятельности с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. подлежит зачёту в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 дкабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку с учётом включения спорных периодов и периодов учтённых пенсионным органом стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на дату обращения 5 апреля 2019 г. составит более 25 лет, а также с учётом того, что в период с апреля 2019 г. по июль 2019 г. ответчиком истцу выплачивалась пенсия по указанному основанию, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения за её назначением с зачётом в счёт причитающихся сумм ранее выплаченных сумм страховой пенсии с апреля по июль 2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций в части зачёта в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 дкабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанных спорных периодов соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорные периоды работы истец работал в учреждении, которое относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.
В силу положений статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" статья 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утверждённым Министром внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации под N 86 значится Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (место нахождения - п. Усть-Ордынск).
Как указано в пункте 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела в спорный период с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. истец работал в Баяндаевской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УОБАО, выполняющей функции территориального органа управления Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) работодатель кодирует работу Ханхашкеева М.М. в спорные периоды как работу, дающую право на досрочную страховую пенсию по старости.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица от 2 марта 2020 г, выданных на имя Ханхашкеева М.М, во второй строке таблицы имеются следующие сведения: работодатель - "Байяндаевская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-орд"; периоды работы - "01.01.2002 - 30.04.2005"; продолжительность периодов работы, иных периодов - "3 г. 4 мес. 0 дн."; сведения о периодах работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости: основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости - "п. 18 ч. 1 ст. 30"; продолжительность (лет, месяцев, дней) - "3 г. 4 мес. 0 дн.", что свидетельствует о том, что ответчик фактически признал, что спорный период с 1 января 2002 г. по 30 апреля 2005 г. включается в стаж, дающий Ханхашкееву М.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив указанные обстоятельства, правильно применив вышеприведённые нормы материального права, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции по апелляционной жалобе пенсионного органа, оставил без должной правой оценки доводы ответчика об отсутствии совокупности условий для досрочного назначения Ханхашкееву М.М. страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, ответчиком представлено решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 4 марта 2020 г. N об отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 20 сентября 2019 г. N назначении, согласно которому стаж истца на соответствующих видах работ был определён пенсионным органом в количестве 21 год 10 месяцев 8 дней, и вынесении нового решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 4 марта 2020 г. N в стаж на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитаны периоды работы Ханхашкеева М.М. с 5 января 1994 г. по 30 апреля 2019 г, в том числе и часть спорных периодов работы с 1 января 2002 г. по 11 февраля 2003 г. в должности начальника караула Баяндаевской ПЧ Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий, с учётом которых стаж на соответствующих видах работ у истца составил 20 лет 08 месяцев 15 дней при требуемом стаже 25 лет.
Таким образом, возлагая на пенсионный орган обязанность по назначению и выплате истцу пенсии с 5 преля 2019 г, судебная коллегия не учла, что для назначения досрочной пенсии Ханхашкееву М.М. требуется не менее 25 лет стажа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С учётом включенных судом периодов, которые в общей сложности составляют 3 года 4 месяца, и учтённых пенсионным органом в добровольном порядке (20 лет 8 месяцев 15 дней), при этом, как следует из решения пенсионного органа от 4 марта 2020 г. ответчиком в добровольном порядке в стаж истца (20 лет 8 месяцев 15 дней) также зачтён спорный период с 1 января 2002 г. по 11 февраля 2003 г, стаж истца составил менее требуемых 25 лет.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом для разрешения вопроса о налии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 5 апреля 2019 г. суду необходимо было установить наличие у истца специального стажа 25 лет по состоянию на 5 апреля 2019 г. с учётом периодов зачтённых судом и зачтённых пенсионным органом в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает нужным направить дело в части требований истца о возложении на УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обязанности назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию по старости с 5 апреля 2019 г, с зачётом в счёт причитающихся сумм, сумм страховой пенсии, выплаченных за период с апреля по июль 2019 года, на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в данной части суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г. в части оставления без изменения решения Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) обязанности по назначению и выплате Ханхашкееву Максиму Матвеевичу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 5 апреля 2019 г, с зачётом в счёт причитающихся сумм, сумм страховой пенсии, выплаченных за период с апреля по июль 2019 г, отменить
В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 13 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.