Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-15/2020 (УИД 22RS0053-01-2019-000581-89) по иску Татаринцева Леонида Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонному) о признании частично недействительным решения, включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, установлении факта принадлежности архивной справки и возложении обязанности произвести перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии, по кассационной жалобе Татаринцева Леонида Ивановича на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 25 февраля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Татаринцева Л.И. и его представителя по письменному ходатайству Митюревой И.Ю, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Топчихинского районного суда Алтайского края, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Татаринцев Л.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонному) (далее - УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края) о признании решения от 22 августа 2019 г. N об отказе в перерасчёте пенсии незаконным, включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы с 13 июля 1976 г. по 2 мая 1977 г. в качестве рабочего 3 отделения в совхозе "Парфеновский", с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. в качестве машиниста паровых котлов маслосырзавода, машиниста правовых котлов совхоза "Ульяновский", установлении факта принадлежности справки от 18 октября 2019 г. N, возложении обязанности произвести перерасчет с 1 января 2019 г.
В обоснование заявленных требований Татаринцев Л.И. указал на то, что решением начальника УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края от 22 августа 2019 г. N ему незаконно отказано в перерасчёте фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях". При необходимом стаже 30 лет стаж работы в сельском хозяйстве пенсионным органом установлен в 26 лет 3 месяца 22 дня. Между тем он более 30 лет проработал в сельском хозяйстве на различных должностях, в настоящее время продолжает проживать в сельской местности.
В период с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. он работал кочегаром в структурном подразделении совхоза "Ульяновский" - маслосырзаводе. Указанная должность относится к числу профессий рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства. Дословное несоответствие наименования должности, которую он занимал, наименованию, предусмотренному ЕТКС, не может служить основанием для создания препятствий в реализации его пенсионных прав для установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Кроме того, указанная должность включена в Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Кроме того, считает незаконным действия ответчика в части не включения в стаж его работы в совхозе "Парфеновский" в качестве рабочего период с 13 июля 1976 г. по 2 мая 1977 г, поскольку в соответствии с пунктом 4 Списка независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности засчитывается в сельский стаж работа в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях, в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 г.
В архивной справке от 18 октября 2019 г. N имеются сведения о его работе и заработной плате на имя Татаринцев Л.И, Татаринцев Леон. (Л.) Ив. (И), то есть его имя и отчество указаны сокращенно. В связи с чем, просит установить факт принадлежности ему указанной архивной справки, установление данного факта имеет для него юридическое значение, поскольку позволит реализовать право на перерасчёт пенсии.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 25 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 мая 2020 г, исковые требования Татаринцева Л.И. удовлетворены частично.
Включен в общий трудовой (страховой) стаж, в стаж работы в сельском хозяйстве период работы Татаринцева Л.И. в качестве рабочего 3 отделения в совхозе "Парфеновский" с 13 июля 1976 г. по 2 мая 1977 г.
В удовлетворении иска в остальной части Татаринцеву Л.И. отказано.
В поданной Татаринцевым Л.И. кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Топчихинского районного суда Алтайского края от 25 февраля 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 мая 2020 г, как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части отказа в удовлетворении исковых требований Татаринцева Л.И. о включении в специальный страховой стаж периода работы с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Татаринцев Л.И. с 6 августа 2019 г. является получателем пенсии по старости.
22 августа 2019 г. Татаринцев Л.И. обратился в ГУ-УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии по старости как лицо, проработавшее не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающее в сельской местности.
Решением ГУ-УПФР в г. Алейске и Алейском районе Алтайского края (межрайонное) от 22 августа 2019 г. N Татаринцеву Л.И. отказано в перерасчёте фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве.
Ответчиком указано, что продолжительность работы истца в сельском хозяйстве составляет 26 лет 3 месяцев 22 дня, при этом не учтены как работа в сельском хозяйстве периоды с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. в совхозе "Ульяновский" в должности машиниста паровых котлов на маслосырзаводе, машиниста паровых котлов, в связи с несоответствием должности Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", специальностей, а также в качестве рабочего 3 отделения в совхозе "Парфёновский" с 13 июля 1976 года по 2 мая 1977 года, поскольку данный период не был включен в общий трудовой стаж.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы Татаринцева Л.И. с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. в совхозе "Ульяновский" в должности машиниста паровых котлов на маслосырзаводе, машиниста паровых котлов, суд первой инстанции, применив положения статей 1, 2, 3, 16, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства", утверждённого Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 г, исходил из того, что основным видом деятельности маслосырзавода, являвшегося структурным подразделением сельскохозяйственной организации совхоза (ТОО, ЗАО) "Ульяновский" не является сельское хозяйство, занимая истцом должность, не соответствует наименованию работ в Списке N 1440 от 29 ноября 2018 г. Суд пришёл к выводу, что работа на маслосырзаводе не являлась работой в сельском хозяйстве в том смысле, который содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1440 и соответственно в части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа истца в период с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. в должности машиниста паровых котлов, машиниста паровых котлов на маслосырзаводе совхоза "Ульяновский" подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку сводятся к ошибочному применению норм материального права и переоценке установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующей с 1 января 2019 г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчёт не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчёта. В случае, если пенсионер обратился за перерасчётом в период с 1 января по 31 декабря 2019 г, указанный перерасчёт осуществляется с 1 января 2019 г. В случае, если пенсионер обратился за перерасчётом после 31 декабря 2019 г, указанный перерасчёт осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исходя из положений части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчёте стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Пунктом 1 Списка, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" в разделе 1 "Растениеводство (производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию)" указаны рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
В разделе 2 "Животноводство" (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами" указанного Списка поименованы "рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)".
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства. При этом растениеводство - это выращивание однолетних, многолетних культур и рассады, в животноводстве - выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных.
Рассматривая положения Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, и ОКВЭД во взаимосвязи и взаимозаменяемости, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделением растениеводческого и животноводческого направления), относятся организации созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.
Оценив собранные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из системного толкования Федерального закона "О страховых пенсиях", Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", а также ОКВЭД ОК 029-2001, ОКОНХ, утверждённого Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 1 января 1976 г, пришли к выводу, что маслосырзавод, на котором истец осуществлял свою трудовую деятельность в спорный период с 22 июля 1993 г. по 27 марта 2001 г. в качестве машиниста паровых котлов, является промышленным, а не сельскохозяйственным предприятием, в связи с чем не установили факта осуществления в спорные периоды истцом исполнения обязанностей по должностям, предусмотренным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику несостоятельны, поскольку в соответствии со статьёй 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 25 февраля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Татаринцева Леонида Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.