Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4362/2019 (УИД 38RS0032-01-2019-004547-59) по иску Семеновой Елены Владимировны к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оплате юридических услуг, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семёнова Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оплате юридических услуг.
В обоснование требований указала, что обратилась с заявлением к ответчику о выдаче удостоверения единого образца как гражданке, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 19 сентября 2019 г. за подписью заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ею было получено письмо об отказе в выдаче специального удостоверения единого образца. С решением ответчика она не согласна, считает отказ незаконным и необоснованным.
Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования Манаенского Арсеньевского района Тульской области от 16 августа 2019 г. за N, она была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", с 11 марта 1986 г. по 23 февраля 1988 г, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на чернобыльской АЭС. В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 21 декабря 1991 г. N 237-р данная территория отнесена к третьей зоне проживания с правом на отселение.
В результате неправомерных действий Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области было нарушено её право на получение социальной помощи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантированное ей законодательством Российской Федерации.
Просила суд признать отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче удостоверения как гражданке, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать удостоверение как гражданке, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; взыскать с ответчика в ее пользу стоимость оказания юридических услуг в размере 2 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 29 октября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г. отменено.
Принято новое решение, которым исковые требования Семёновой Е.В. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче Семёновой Е.В. удостоверения как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязано принять решение о выдаче Семёновой Е.В. удостоверения как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пользу Семеновой Е.В. взысканы расходы на оказание юридических услуг 2 000 руб. и государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Семёновой Е.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено, что в сентябре 2019 года Семёнова Е.В. обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" с заявлением об оформлении удостоверения пострадавшего от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого совместным приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства финансов РФ от 11 апреля 2006 г. N 228/271/63н.
10 сентября 2019 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" направило документы Семёновой Е.В. в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области для рассмотрения.
19 сентября 2019 г. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области были возвращены документы Семёновой Е.В. в адрес ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району", с разъяснениями об отсутствии правовых оснований для оформления и выдачи специального удовлетворения единого образца Семёновой Е.В. В этот же день в адрес Семёновой Е.В. Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области также были направлены разъяснения, из которых следует, что категория граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, а также меры их социальной поддержки определены Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Перечнем населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074, п. Центральный Арсеньевского района Тульской области отнесён к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона N 1244-1, право на меры социальной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Принимая во внимание вышеизложенное, правовые основания для оформления и выдачи специального удостоверения единого образца, отсутствуют.
Истец, полагая отказ ответчика в выдаче удостоверения незаконным, обратилась с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения к ответчику п. Центральный Арсеньевского района Тульской области, где Семёнова Е.В. была зарегистрирована в период с 1986 года по 1988 год, отнесён к четвёртой зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Доказательств в подтверждении факта проживания истца в спорный период не представлены. Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что при переезде истец в установленном порядке получала в органах местной администрации удостоверение, в котором было бы указано значение плотности загрязнения почв цезием-137 в пункте проживания и её права как лицу, принявшему решение о выезде с территории данной зоны на другое место жительства, на получение компенсаций и льгот, установленных действующим законодательством.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение судом норм материального права, регулирующие возникшие отношения.
Суд апелляционной инстанции установил, что Дерябина Елена Владимировна (при заключении брака в Центральном сельском Совете Арсеньевского горайона Тульской области ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Семёнова) родилась ДД.ММ.ГГГГ в совхозе " "данные изъяты"" Арсеньевского района Тульской области.
Справками, выданными администрацией муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области N от 16 августа 2019 г, N от 6 ноября 2019 г, подтверждается, что Дерябина Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", с 11 марта 1986 г. по 23 февраля 1988 г.
Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области N от 6 ноября 2019 г, сведениям домовой книги N, записи N, N, N Дерябина Елена Владимировна постоянно была зарегистрирована по месту жительства совместно со своими родителями по адресу: "адрес", в период с 11 марта 1986 г. по 23 февраля 1988 г.
Из свидетельства о восьмилетием образовании следует, что Дерябина Е.В. в 1984 году окончила Пристанционную восьмилетнюю школу Арсеньевского района Тульской области.
В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании, выданным 16 июля 1987 г. Дерябина Е.В. с 1 сентября 1984 г. по 16 июля 1987 г. обучалась в среднем профессионально-техническом училище N 42 Тульского управления профтехобразования.
Из трудовой книжки, выданной на имя Дерябиной (Семеновой) Е.В. 18 июля 1987 г. совхозом " "данные изъяты"" Арсеньевского района Тульской области, следует, что в период с 1 сентября 1984 г. по 16 июля 1987 г. она обучалась в СПТУ-42 Тульского управления профтехобразования, 18 июля 1987 г. принята поваром 4 разряда в совхоз " "адрес", 5 февраля 1988 г. уволена со собственному желанию, 6 апреля 1988 г. принята в Ангарское управление строительства в отдел детских учреждений.
По сообщению администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области от 16 апреля 2020 г, совхоз " "данные изъяты"" в период с 11 марта 1986 года по 23 февраля 1988 г. находился на территории посёлка "данные изъяты" Арсеньевского района Тульской области, что также подтверждается архивной справкой от 14 апреля 2020 г. N государственного учреждения "Государственный архив Тульской области".
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был утверждён Перечень населённых пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория "адрес" была отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Впоследствии данная территория согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г, Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 стала относиться к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Оценив имеющие в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 7, 10, 11, пунктов 8, 11 части 1 статьи 13, статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271 и Минфина России N 63н от 11 апреля 2006 г, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 3 декабря 1998 г. N 184-О, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконным отказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче Семёновой Е.В. удостоверения как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и возложении на ответчика принять решение о выдаче указанного удостоверения истцу. Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 2000 руб. и уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
При этом суд апелляционной инстанции, исходил из того, истец в период с 11 марта 1986 г. по 23 февраля 1988 г. постоянно проживала совместно со своими родителями в "адрес", на момент выезда Семеновой Е.В. в 1988 году из "адрес" указанная территория относилась к зоне проживания с правом на отселение, в связи с чем истец относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом отселения в 1986 году и в последующие годы, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и имеет право на получение специального удостоверения единого образца.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами суда апелляционной инстанции отмену обжалуемого судебного акта не влекут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В статье 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указан исчерпывающий перечень граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, который расширительному толкованию не подлежит, и разграничил категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11 апреля 2006 г. утверждён Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
Порядок устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
Согласно пункта 2 указанного Порядка, удостоверение выдаётся: гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселённым (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы; гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Удостоверение единого образца (Приложение N 1 к указанному выше Порядку) является документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Поскольку представленными суду доказательствами бесспорно подтверждается, что истица постоянно проживала в период с 11 марта 1986 г. по 23 февраля 1988 г. в Тульской области, Арсеньевском районе, п. Центральный, на момент выезда Семеновой Е.В. в 1988 году из п. Центральный Арсеньевского района Тульской области указанная территория относилась к зоне проживания с правом на отселение, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что в соответствии со статьёй 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, пунктом 2 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС она имеет право на получение удостоверения лица, выехавшего добровольно на новое местожительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 3 декабря 1998 г. N 184-О, из которой следует, что само по себе исключение тех или иных населённых пунктов из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, или изменение их статуса не могут служить основанием для отмены возмещения гражданам вреда в объёме, ранее признанном государством.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит эти выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими нормам действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что меры социальной поддержки, предусмотренные законом, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед предоставлением указанных мер в зоне проживания с правом на отселение - не менее трёх лет, в связи с чем основания для выдачи истцу удостоверения отсутствуют, являются несостоятельными.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьёй 17 того же Закона.
Положения статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливая систему мер социальной поддержки граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы отселения (к числу которых относится истец), действуют во взаимосвязи с нормой части одиннадцатой его статьи 24, предусматривающей, что этим гражданам выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки их пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения. По смыслу указанных законоположений, удостоверение представляет собой формальное закрепление специального правового статуса гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы.
Требования истца основаны на выдаче ей удостоверения единого образца, как лицу, выехавшему добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.