Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3342/2019, УИД: 70RS0004-01-2019-004547-64 по иску Колесника Валерия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 на решение Советского районного суда г. Томска от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 апреля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Колесника В.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колесник В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (с 1 января 2020 г. - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1, далее - Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области), в котором просил признать незаконным отказ ответчика в осуществлении ему единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, установленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 в размере 10 000 руб, возложить на ответчика обязанность произвести указанную выплату.
В обоснование требований указал, что он является участником боевых действий на острове Даманский в марте 1969 года и в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" приравнен к ветеранам Великой Отечественной войны, имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны и пользуется льготами, установленными статьёй 15 данного Закона, в том числе имеет право на ежегодную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" (далее - Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 186) в размере 10000 руб.
20 сентября 2019 г. он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (далее ГУ-УПФ в г.Томск Томской области) с заявлением об осуществлении денежной выплаты в соответствии с Указом N 186, однако ответчик в данной выплате в размере 10000 руб. неправомерно отказал.
Решением Советского районного суда г. Томска от 25 декабря 2019 г, оставленным без измененеия апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 апреля 2020 г, исковые требования Колесника В.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение ГУ-УПФ в г.Томск Томской области, выраженное в ответе от 7 октября 2019 г. N об отказе в единовременной выплате Колеснику В.В. в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 186 и возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области обязанность произвести единовременную выплату в размере 10 000 руб. в пользу Колесника В.В. на основании Указа Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 186.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области просит отменить решение Советского районного суда г. Томска от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 апреля 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Колесник В.В. является участником боевых действий в районе острова Даманский в период с 2 марта 1969 г. по 15 марта 1969 г. в составе N 199 мотострелкового полка (войсковая часть N 35236), имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны с правом на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны, в том числе, установленные статьёй 15 Федерального закона "О ветеранах", в связи с чем ему 27 декабря 1997 г. Военным комиссариатом Ленинского района г. Томска выдано удостоверение серии N.
20 сентября 2019 г. Колесник В.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Томске Томской области с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N186.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области, выраженным в ответе от 7 октября 2019 г. N, Колеснику В.В. отказано в предоставлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N186, в связи с тем, что в соответствии с названным Указом право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 руб. имеют лица, имеющие непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в то время как боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Разрешая спор и удовлетворяя искове требования Колесника В.В, судебные иснтанции исходили из того, что Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 не содержит положений об ограничении круга лиц, имеющих право на получение предусмотренных ими выплат, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, в связи с чем Колесник В.В, как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года, имеющий в силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" статус ветерана-участника Великой Отечественной войны, обладает правом на получение предусмотренных названным Указом Президента Российской Федерации денежных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Статьёй 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Колесник В.В. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа ГУ-УПФ в г.Томск Томской области в осуществлении ему денежных выплат на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, Колесник В.В. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно статье 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов относятся не только лица, непосредственно участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. NN 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" установлено, что начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку предусмотренных названным Указом выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат (пункты 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186).
Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названных указах.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 апреля 2019 г. N 524 "Об осуществлении ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы", которым утверждены Правила осуществления ежегодной денежной выплаты некоторым категориям граждан к Дню Победы (далее также - Правила осуществления единовременной денежной выплаты и Правила осуществления ежегодной денежной выплаты). Этим постановлением определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (включая расходы на ее доставку) и с ежегодной денежной выплатой к Дню Победы, включая расходы на её доставку, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 в виде обеспечения единовременной и ежегодной денежными выплатами за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Колесника В.В. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право Колесника В.В. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186, в соответствии с которым в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной денежной выплаты и Правилами осуществления ежегодной денежной выплаты, за счёт средств федерального бюджета ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производятся единовременная и ежегодная денежные выплаты, не предусмотрены иные категории лиц из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Колесник В.В. как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" и имеет право на получение предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 денежных выплат в размере 10 000 руб, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В связи с изложенным обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального права, что согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены решения Советского районного суда г. Томска от 25 декабря 2019 г.и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 апреля 2020 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 апреля 2020 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.